вт, 13/08/2019 - 09:01

Куда исчез из Севастополя средний класс?

Город расслоен гораздо больше других регионов, уверяет рейтинг. Согласны не все.

Бедный юг

Севастополь оказался на 68-й строчке рейтинга, определяющего в регионах долю среднего класса. По мнению авторов, к среднему классу можно отнести всего 7% наших земляков.

В качестве критерия составители рейтинга взяли способность семьи купить квартиру и автомобиль в кредит. К среднему классу они отнесли тех, у кого после выплаты ежемесячного платежа остаётся не менее двух прожиточных минимумов на каждого члена семьи. В целом по стране таких 14%.

Показатель выше этого уровня зафиксирован в 24 регионах, преимущественно северных. В первую тройку вошли Ямало-Ненецкий АО (45% среднего класса), Магаданская область (34%) и Чукотка (33%). А вот во всех регионах юга России доля среднего класса оказалась ниже среднероссийской.

Лучшей среди южных регионов оказались Астраханская (36-е место рейтинга, 12% среднего класса), Волгоградская (48-е место, 10%) и Ростовская области (54-е место, 9%). Краснодарский край на 57-м месте с показателем 8%, Ставропольский — на 59-м. Севастополь, как уже было сказано, занял 68-ю строчку рейтинга, хотя в процентном отношении отстал от краснодарцев лишь на 1 пункт.

Это не корректно

Можно, конечно, утешаться тем, что Республика Адыгея заняла 74-е место, а Республика Крым и Калмыкия разделили между собой 79-е и 80-е места — у них среднего класса насчитывается всего 5%. А про республики Северного Кавказа неудобно и говорить: согласно официальным данным, в Чечне среднего класса всего 2%, а в Ингушетии и вовсе 1%. Но лучше мы не будем кивать на других и постараемся разобраться — почему же в наших краях так мало людей с относительным достатком.

Зампредседателя заксобрания Александр Кулагин, которого мы попросили прокомментировать эту новость, считает, что предложенный критерий не совсем корректен: в частности, он не учитывает теневую занятость или наличие у граждан сбережений.

«Если проанализировать, например, объём строительных работ и количество занятых в строительстве, становится понятно, что в Севастополе эти цифры явно не стыкуются друг с другом. И во многих других сферах у нас происходит то же самое», — говорит он.

Однако хотя фактический уровень жизни несколько и отличается от официального, подчёркивает Кулагин, это вовсе не означает, что его не надо повышать. Это нужно делать обязательно: и промышленность развивать, и бизнес привлекать, и зарплаты работникам платить более высокие, чем сейчас, — при севастопольских ценах на жильё этот рейтинг вообще выглядит несколько смешно. И с ним нельзя не согласиться, потому что истории покупки жилья в кредит в разных регионах — это действительно очень разные истории.

Добрые надежды

Не забывать, что регион у нас специфический, попросил и глава бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксёнов, которого мы также попросили высказать свой взгляд на проблему. Доля среднего класса, считает он, действительно уменьшилась, и определённую роль в этом сыграли санкции.

«Из-за того что многие компании к нам не идут, у людей меньше возможностей заработать. Кроме этого, часть тех, кто всегда неплохо зарабатывал (например, моряки или программисты), вынуждены либо уезжать из Севастополя, либо регистрироваться в других регионах, чтобы сохранить себе доступ на рынок труда. Если же они позиционируют себя как жители Севастополя, они теряют очень многое возможности», — говорит Вячеслав Викторович.

Отказ крупных банков и компаний-дистрибьюторов заходить в Крым и Севастополь, добавляет он, сказывается и на уровне цен.

«Они у нас гораздо выше, чем в соседних регионах, поэтому даже при равной заработной плате покупательная способность севастопольцев и крымчан ниже. Это тоже играет свою роль», — подчёркивает он.

Третий важный фактор, о котором нельзя не упомянуть, — крайне слабая работа бывшей команды исполнительной власти по работе с инвесторами и развитию региона. Федеральная программа социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя в нашем городе фактически провалена, а инвестклимат мало способствует притоку в регион инвестиций и созданию новых (тем более — высокооплачиваемых) рабочих мест.

«Казалось бы, в Севастополь вливают огромные федеральные деньги, но мы не используем их так, как могли бы. Сегодня надежда на то, что власть переменилась: новый и.о. губернатора демонстрирует более вдумчивый и системный подход к проблемам. Это даёт надежду, что потенциал роста, который у Севастополя, безусловно, есть, будет использован более эффективно», — добавляет глава бюджетной комиссии.

Надеется Вячеслав Аксёнов и на то, что в перспективе санкции будут смягчены. Конечно, произойдёт это не завтра, но мы люди терпеливые. Авторы рейтинга, в свою очередь, связывают надежды на рост доли среднего класса с ростом зарплат в стране. Причём расти, по их мнению, они будут даже при невысоких темпах экономического роста. Причина — в грядущем дефиците работников. Совсем скоро рынок труда будет опираться на поколение 90-х, а оно, как известно, крайне малочисленно по сравнению с предыдущими. Всё это, верят составители рейтинга, увеличит долю среднего класса за пять лет примерно в 1,4–1,6 раза.

Ольга Смирнова

 

 

 

Читайте также: