пн, 27/03/2023 - 19:06

Кто очистит севастопольские бухты

Мазут и грязь — в центре города, ответственные — в другом регионе.

Море, покрытое переливающейся всеми цветами радуги мазутной плёнкой — не совсем та картина, которую хочется видеть в самом центре любимого города. Но именно её увидел наш читатель, поделившийся своей болью с редакцией нашего портала.

Не наше море?

«Вчера гулял в районе памятника Затопленным кораблям, а в воде масло. Возможно, утечка с наших кораблей, возможно, остатки украинских БПЛА», — написал он.

В соцсетях автору фото ответили в том смысле, что чистить море сейчас — всё равно что переливать из пустого в порожнее:

«Корабли интенсивно снуют, нагрузка на механику серьёзная, бывают и тех. неполадки. Так что пока так», — написал один из жителей города.

Другой, как и автор сообщения, напомнил об уничтоженных БПЛА. Не обошлось, конечно, и без ностальгических вздохов о советском прошлом.

«В советское время были специальные катера для чистки акватории, об этом всё же думали, а теперь только „губы подкрашивают ”», — заявил третий участник разговора.

Однако в разные советские годы бухта тоже выглядела по-разному. Справедливости ради приведём свидетельство человека, более 60 лет посвятившего плаванию и обучению этому навыку севастопольских детей — мастера спорта СССР, заслуженного работника образования, героини одного из материалов нашего проекта «Настоящий Севастополь» Евгении Александровны Кругловой.

Рассказывая о том, как спортсмены тренировались в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века, она упомянула о большом количестве водных станций, добавив, что время от времени их закрывала санэпидемстанция.

«Тогда ведь в бухте было много кораблей, да и катера постоянно ходили — и в Омегу, и в Учкуевку, и в Ялту, и по всему ЮБК. А это всё мазут. Особенно много его было во второй половине дня. Плывёшь и думаешь — господи, хоть бы мазута не хлебнуть!» — рассказала наша героиня (кстати, подруга знаменитой уроженки Севастополя, олимпийской чемпионки по плаванию Галины Прозуменщиковой).

Но с тех пор прошло 60 с лишним лет, и море, конечно, хочется видеть чистым. Увы — спросить за его состояние в Севастополе не с кого. И дело не только в сегодняшней непростой обстановке.

Три года назад, в марте 2020-го, автор этого материала испытала настоящий шок, оказавшись на набережной Балаклавы. На протяжении нескольких дней местные жители и туристы наблюдали отвратительную картину — кучи мусора в воде и как апофеоз — разлагающийся труп дельфина у самого берега. Бросившись искать ответственных за это безобразие, я выяснила, что дело это не такое лёгкое, как может показаться.

В том, что уборка акватории не входит в их обязанности, ForPost последовательно заверили глава муниципалитета («у меня на это нет ни денег, ни средств»), руководство Севморпорта, тогдашний заместитель губернатора Владимир Базаров и представители департамента городского хозяйства. А всё потому, что море находится в ведении не региона, а федерации.

Пишите в Москву

В конце концов выяснилось, что за пять месяцев до этого, в октябре 2019-го, ответственность за чистоту моря в Крыму и Севастополе возложили на Черноморско-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзора. И что главный офис управления, призванного следить за чистотой нашей акватории, находится в Новороссийске.

Тогда, поскольку речь шла о Балаклавской бухте, нашёлся ещё один «ответственный» — ГУП «Проект развития Балаклавы». Именно его Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура и обязала в итоге навести порядок. Но в данном случае речь идёт о самом центре города. А на кого надеяться севастопольцам сейчас?

В надежде на чудо — а вдруг что-то изменилось? — мы позвонили директору департамента городского хозяйства Евгению Горлову. Но чуда не произошло.

«Всё, что связано с озёрами, реками — ответственность субъекта, море — федеральные полномочия», — подтвердил глава горхоза полную невозможность решить проблему на региональном уровне.

Позвонив по телефону, указанному на сайте Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора как телефон государственного инспектора Крымского отдела государственного надзора на море в г. Севастополе, мы услышали ожидаемый ответ — вся информация только по согласованию с руководством.

«Комментарии мы даём только с разрешения центрального аппарата в городе Москва», — «обрадовали нас».

Информационный запрос мы, конечно, напишем, но изменится ли после этого состояние севастопольского моря? Или лучше сразу прислушаться к мнению человека, назвавшего очистку акватории в сегодняшних обстоятельствах переливанием из пустого в порожнее?

Ольга Смирнова

Читайте также: