Имущество украинских олигархов, национализированное или принудительно выкупленное крымскими властями после марта 2014 года, продолжает уходить с молотка. Сейчас власти республики снова пытаются найти покупателя для металлургического завода в Керчи – одного из крупнейших предприятий полуострова, ранее принадлежавшего украинскому олигарху Ринату Ахметову.
Соответствующий лот появился на официальном сайте торгов. Из него следует, что в конце января 2020 года Министерство имущественных и земельных отношений (МИЗО) Крыма выставило на продажу АО «Керченский металлургический завод».
Продаются 100% акций в количестве 2,8 млрд штук общей номинальной стоимостью 2,8 млрд рублей. При этом начальная цена активов в аукционе составляет 706 млн рублей.
Попытка №2
Керченский металлургический завод пытаются продать уже во второй раз. Впервые его выставили на аукцион 21 ноября 2019 года. Через месяц – 20 декабря – состоялся аукцион, принять участие в котором изъявила желание всего одна, довольно известная компания. Это ПАО «Совфрахт» – фирма, входящая в одноименную группу компаний, один из крупнейших транспортно-логистических холдингов в России.
Для справки: 51,7% акций ПАО принадлежит компании ООО «Транскапитал» – ее гендиректором является бизнесмен Константин Пурим, основным учредителем – мать Константина и Дмитрия Пуримов – Люция Пурим. Еще 13,4% акций ПАО принадлежат Елене Ивановой – матери (по данным «Коммерсанта» – прим.) председателя Совета директоров ПАО «Совфрахт» Александра Иванова.
При этом в первом конкурсе «Совфрахту» было отказано в участии – компанию не допустили к торгам. Рядом с ее заявкой так и указано «Не допущен». Протокол по результатам аукциона почему-то на сайте торгов отсутствует, вместо него размещено стартовое извещение об аукционе. В то же время в качестве обоснования отказа МИЗО Крыма здесь же, на сайте, сообщает, что «аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся».
Итоги нового розыгрыша «Керченского металлургического завода» подведут 3 марта 2020 года. Бизнесмен Дмитрий Пурим отказался отвечать на вопрос ForPost о том, будет ли «Совфрахт» снова подавать заявку на аукцион, сославшись на коммерческую тайну.
Ахметов, давай, до свиданья
Керченский металлургический комбинат – Завод имени Войкова основан в 1900 году. Это одно из старейших и крупнейших предприятий на полуострове, на заводе работает около 1500 сотрудников.
При Украине Керченским металлургическим, а также Керченским стрелочным заводом владели структуры украинского олигарха Рината Ахметова.
После воссоединения Крыма с РФ украинские собственники оформили в Краснодаре две фирмы «Краснодарский стрелочный завод» и «Краснодарский металлургический комплекс», которые имели филиалы в Керчи и арендовали имущественный комплекс двух заводов.
Однако в 2017 году крымские власти приняли решение о принудительном выкупе этих активов, заводам установили временную администрацию. То же сделали власти ЛНР с предприятиями олигарха на территории восточной Украины («Краснодонуголь», «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит»).
Позже Совмин Крыма распорядился объединить металлургический и стрелочный заводы в один ГУП «Керченский металлургический завод», который впоследствии был акционирован для продажи частным лицам.
Но он будет бороться
Собственность украинских олигархов становится крымской благодаря закону «Об особенностях выкупа стратегических объектов в Республике Крым», который местный Госсовет принял в 2014 году. Согласно документу, власти республики могут самостоятельно выбирать объекты для изъятия и определять за них величину компенсации.
Основная национализация украинского имущества в Крыму происходила с 26 марта 2014 года по 1 марта 2015 года. В собственность республики перешли 250 объектов, которые, согласно заявлениям властей Крыма, принадлежали Украине и украинским политическим деятелям. Общая стоимость национализированного имущества ранее оценивалась в $1 млрд.
Именно упомянутый закон и был основанием для смены собственника по объектам Ахметова в Крыму. Речь идет не только о металлургическом комбинате в Керчи, но и о двух резиденциях в пгт Парковое на Южном берегу Крыма. Обе находятся на территории памятника истории и культуры «Новый Кучук-Кой» – прямо на морском побережье. В 2017 году Совмин принял решение об их принудительном выкупе.
В декабре 2019 года одна из резиденций была куплена на торгах дочерней компанией «Газпрома» – ООО «ЭТЦ в Парковом». Это уже минимум второй объект российского энергогиганта в Парковом (о котором известно) – рядом с бывшей резиденцией Ахметова находится отельный комплекс «Крымский бриз», аналогично принадлежащий той же дочерней компании «Газпрома».
При этом интересна позиция представителей самого Ахметова. Так, ранее в холдинге украинского олигарха System Capital Management (SCM) сообщали в СМИ, что намерены оспорить принудительный выкуп резиденции в международных судах.
Сейчас ForPost удалось пообщаться с представителями SCM относительно продажи Керченского металлургического комбината. В пресс-службе холдинга нам сообщили, что намерены бороться за комбинат в международных судах и арбитражных органах, так как считают действия крымских властей незаконными. Воссоединение Крыма с РФ там ожидаемо считают аннексией, а также заявляют, что никакой компенсации за утраченные активы бывший собственник не получил.
Ахметов не единственный
Олигарх из «нэзалэжной» Ринат Ахметов далеко не единственный крупный украинский бизнесмен, потерявший в Крыму свои активы после возвращения полуострова под юрисдикцию России. Немалых активов лишился, например, Игорь Коломойский.
По данным издания «Новая газета», у бизнесмена в Крыму было 111 национализированных объектов, в том числе объекты жилой недвижимости, а также банк и заправочные комплексы, которые сейчас тоже выставлены на продажу. Кроме того, ранее были проданы, например, его пансионаты «Форос» и «Кастрополь».
Каковы будут решения судов в случае обжалования результатов крымской национализации украинскими олигархами, можно только гадать.
Однако отметим, что прецеденты не в нашу пользу уже имеются. Так, например, в январе этого года Федеральный суд Швейцарии оставил в силе решение Женевского арбитража, обязывающее Россию выплатить 12 украинским компаниям более $82 млн за потерю активов в Крыму.
Нина Авдеенко
Обсуждение (1)
а как оно стало его, когда строили всей страной? надо ещё разобраться как они всё это получили в девяностых. и выставить счёт за, почти, тридцати летнюю окупацию Крыма.