вс, 06/12/2020 - 18:00

Коробки и коробочки: севастопольцы готовы довольствоваться малым?

Почему старые тюрьмы краше сегодняшнего жилья?

Намерение построить на территории бывшего пионерского лагеря «Алсу» под Севастополем новый детский оздоровительный комплекс вызвало радость горожан — вопрос с землёй решён, и она не уйдёт в руки частников или силовых ведомств, как это случилось с ДОЛ им. Комарова и грозит случиться с «Чайкой».

Но к этой радости примешалась грусть и ностальгия тех, кто в разные годы отдыхал в этом лагере, разрушающиеся строения которого теперь пойдут под снос. Они вспоминали свой уютный «Теремок» и необычной формы, вписанный в рельеф бассейн со скульптурой в центре.

«Наш отряд жил в „Теремке” на первом этаже. До сих пор помню очень красивые дубовые потолки», — вспоминает архитектурные детали построенного при Советском Союзе лагеря подписчица севастопольского форума.

Будут ли помнить дети потолки и стены нового лагеря? И что оставляют в наших душах сегодняшние архитектурные решения?

Хватит выживать

— Снос исторической архитектуры — крайняя мера, — считает заместитель председателя севастопольского отделения ВООПИиК Степан Самошин, — Создание копии старого дома на месте уничтоженного, как это было в 2008-м на восточной набережной в Балаклаве, — не выход и не оправдание сноса. Новодел не имеет никакой историко-культурной ценности и может выполнять только декоративную функцию. Я бы привёл такой пример: представьте, что у вас украли семейную реликвию и предлагают взамен «точно такой же» предмет.

Конечно, в случае «Алсу» несправедливо говорить о том, что сносят шедевр, который необходимо спасать. Беспокоит другое: скорее всего, на месте этого симпатичного, антуражного теремка появится типовая коробка, которая вряд ли сравнится с ним по эстетике.

А представьте, как было бы интересно восстановить главный корпус и его окружение в «советском» стиле, который сегодня так популярен на волне ностальгии по СССР. Но, боюсь, к пониманию таких тонкостей мы в Севастополе придём ещё не скоро.

— То есть сегодня красота строящихся зданий — вопрос несвоевременный?

— Нет, это правильный вопрос, его нужно ставить. Но давайте будем честны: он мало кого волнует, а юридически его обосновать за пределами исторического поселения невозможно.

Если смотреть глубже, причина непритязательности народных вкусов лежит в нашей драматичной истории. В XX веке мы чаще выживали, а не жили. Войны, революции, голод, репрессии, диктатура и унижения приучили нас довольствоваться малым. Времена изменились, а сознание осталось. Мы не требуем большего, нас устраивает «хоть что-то», ведь это «лучше, чем ничего».

Неудивительно, что новые здания и элементы городской среды демонстрируют вопиющее неуважение к человеку. Посмотрите: сугубо утилитарные севастопольские здания XIX – начала XX века — электростанции, тюрьмы, корпуса заводов — выглядят лучше, чем современные жилые дома. До революции остановки для трамвая в Севастополе рисовал главный архитектор. А кто авторы проектов новых школ, больниц и других общественных зданий? Почему это типовые проекты, а не индивидуальные?

Башня Микрюковского водопровода, дата постройки - 1885 год. Севастополь, Килен-балка.

Используется по назначению.

Вопрос красоты возводимых зданий сегодня даже не стоит в повестке, их внешний вид чаще всего не обсуждается. А ведь архитектура — мощный инструмент воспитания вкуса. Архитектурное окружение реально влияет на культуру социума.

— Как можно менять ситуацию?

— Если речь идёт о территории исторического поселения Севастополь, то защитой от постройки коробок на месте старых домов должны стать типовые архитектурные решения, которые должно разработать Севнаследие. Слово «типовые» не должно пугать, они разрабатываются как раз на основе исторической архитектуры. Это же ведомство должно разработать градостроительные регламенты, которые определят материалы, цвета и строительные приёмы, что позволит сделать наши улицы красивыми, едиными по стилю и органично связанными с исторической застройкой.

Больше об исторической красоте Севастополя, чтобы знать, любить, беречь — в созданных Степаном Самошиным группах "Архитектура Севастополя" Вконтаке и Facebook.

Про мораль и архитекторов

— На эстетику строящихся зданий влияет много факторов, и главный из них — это деньги, которые в первую очередь считают, прежде чем взглянуть, красиво будет или некрасиво, — говорит молодой севастопольский архитектор, член правления Союза архитекторов Севастополя Елена Белоус. — Второй — то, что наши жители готовы с этим смириться.

Если бы люди относились к вопросу более требовательно и трепетно, я думаю, к их мнению бы прислушивались. Может казаться, что мы требовательнее, чем жители многих других городов, но на самом деле, из-за того что мы жили в разрухе последние годы, только чуть замаячит что-то более-менее приличное — и люди уже на это согласны. Даже по нашим общественным пространствам видно: сделали что-то в новых материалах, «лучше, чем было» — и люди этому радуются.

— Как исправлять ситуацию?

— Во-первых, наши чиновники должны быть заинтересованы в том, чтобы поддерживать достойное лицо Севастополя. А это — моральные качества конкретных людей.

Глобально же всё сводится к тому, что должен быть ответственный человек — главный архитектор. Не начальник департамента, который за бумаги отвечает, а человек, который будет именно архитектором, который будет понимать и чувствовать важность и красоту этой составляющей города и с которого в результате всё это будет спрашиваться. Часто всё сводится к тому, что у нас есть начальник департамента — но он отвечает только за бумаги и за организационную сторону вопроса, не за эстетическую.

Не зря же в каждом городе была эта должность, и это было очень почётное и важное место, не все брались за такую ответственность.

— Был же у российского Севастополя небольшой период с главным архитектором.

— Это была попытка действовать в верном направлении, но должность просуществовала очень недолго и не дали проявить себя человеку на ней. Будем честны, это не всем в нашем городе на руку.

— Молодые архитекторы готовы предлагать небанальные решения? Нет ли кризиса жанра, потери поколения, когда люди, выросшие в коробках, тоже проектируют коробки?

— Я думаю, есть момент потери и кризиса, и причина не только в том, что мы выросли в коробках. Молодой специалист очень сильно зависим от того, кто его взял на работу, кто ему платит, в какой среде он воспитывает и нарабатывает свои навыки.

Если он сразу попадает в среду нынешних строительных компаний, которые больше работают на количество, чем на качество, он вынужден в этом существовать, потому что иначе он останется без средств к существованию. Тут выбор небольшой, честно говоря.

В основном это формирует нынешних молодых специалистов. Есть, конечно, — да, не поголовно — те, кто старается бороться за то, чтобы городу было красиво и приятно, но не всегда получается в этих условиях.

— Какое здание из последних вас как архитектора радует?

— Из современных? Очень сложно… Потому что очень большой разрыв между тем, что радует глаз и соответствует облику Севастополя, и той архитектурой, которая сейчас. Но мне попадались на глаза новые проекты, которые скоро должны быть реализованы, например, спортивные комплексы. Если проекты согласуют на художественно-архитектурном совете, если построят всё правильно — это будут достойные объекты, которые украсят город.

А из того, что в последнее время построено, — я вам не скажу. Это же только жильё, апартаменты и торговые центры — коробки и коробочки.

Беседовала Светлана Косинова

Фото: Татьяна Щербакова, Степан Самошин, ForPost

Читайте также: