Многие севастопольцы, как и жители других российских регионов, с грустью встретили известие об уходе из жизни бессменного ведущего телевизионной игры «Клуб весёлых и находчивых», заслуженного деятеля искусств России Александра Маслякова. К КВН можно относиться по-разному, но невозможно не признать, что эта игра в то время, когда проектом руководил Александр Масляков, оставила яркий след в телевизионной культуре и оказала влияние на многих жителей нашей страны и всего постсоветского пространства.
Президент России Владимир Путин назвал Александра Маслякова человеком многогранного таланта, увлечённым и преданным своему делу профессионалом, а КВН — уникальным явлением в отечественной культуре.
В Высшей лиге команда из Севастополя играла только однажды — в сезоне 1986-1987 годов. Участником первого сезона возрождённого КВН была команда Севастопольского приборостроительного института. Однако было много других лиг, игр и команд, и многие севастопольцы могут вспомнить свои студенческие годы, юношеский задор и азарт игры.
ForPost пообщался с бывшими участниками КВН, чтобы узнать, что дал им «Клуб весёлых и находчивых» и его легенда — Александр Масляков.
КВН учит и объединяет
КВН — это не просто игра, это сообщество единомышленников, и он объединяет людей, говорит председатель Севастопольского отделения Творческого союза художников России Дарья Щукина. В студенческие годы она состояла в одной из молодёжных команд КВН, была художником-декоратором. Телеведущего Александра Маслякова видела не только через экран телевизора, но и вживую.
«Игравшие в КВН были выходцами из разных стран, постсоветских республик, принадлежали к разным культурам, но находили точки соприкосновения, старались понять друг друга и относиться друг к другу человечно. Порой они становились над проблемами, которые разделяли страны и культуры. КВН — объединяющая сила. За это в первую очередь нужно сказать спасибо Александру Васильевичу Маслякову», — говорит Дарья Щукина.
По мнению севастопольского писателя и бывшего участника команды КВН СевНТУ Платона Беседина, КВН оказал огромное влияние на общество и многим людям дал путёвку в жизнь.
«Эта телеигра в разные годы была разной, потому что менялись мы, общество. КВН был отражением нашей действительности, показывал то, что происходит в обществе, и отвечал его запросам. Он был и интеллектуальной игрой, и гротескно-сатирическим явлением, и шоу талантов. КВН — это точно не только юмор. Это что-то настоящее, трогательное, но в то же время серьёзное», — считает Платон Беседин.
По мнению писателя, в определённый момент КВН даже заменил молодёжное воспитание, поскольку давал возможность молодым людям заниматься творчеством и проявлять себя, а не «шататься по улицам без дела». В первую очередь речь идёт, конечно, о 90-х годах прошлого века.
Сам он начал играть в КВН в 2004 году в составе команды, которая сначала называлась «40 градусов», а после была переименована в «Южный берег». Писатель говорит, что игра научила его многому, в том числе стойкости и упорству.
«Не зря говорят: „школа КВН”. Это действительно школа жизни. А ещё это своеобразный социальный лифт. Благодаря этой игре добиться чего-нибудь или просто показать себя мог любой талантливый молодой человек. Мы прекрасно знаем, что многие публичные люди состоялись в том числе благодаря КВН. Оттуда вышло множество сценаристов, актёров, юмористов, начиная со старой школы — Геннадия Хазанова, Леонида Якубовича, Владислава Пельша и других», — отмечает собеседник ForPost.
Ведущего КВН Александра Маслякова писатель называет «глыбой» и «колоссальным человеком».
«По разным оценкам, на пике популярности в КВН играло 15–20 миллионов человек. Масляков управлял огромной машиной, и справиться с этим мог только он. Александр Масляков был абсолютно эталонным телеведущим. По моим личным впечатлениям, он точно был на своём месте и всегда знал, что нужно делать. Ещё нужно сказать, что в КВН многие прекрасно шутили, но Масляков всегда шутил лучше всех», — говорит Платон Беседин и отмечает, что вместе с этим человеком ушла целая эпоха.
Коллективизм и едкая ирония
Целой эпохой в жизни нашей страны считает КВН политолог и ведущий авторской программы «Итоги» на телеканале «Первый Севастопольский» Вадим Колесниченко. В молодости он тоже играл в КВН — в школе и в университете. В то время игра была очень популярной, а быть кавээнщиком считалось почётным — за это звание приходилось бороться, вспоминает Вадим Колесниченко.
Он напомнил, что КВН в 60-е годы прошлого столетия начинался как интеллектуальная игра и был способом выделить яркие таланты среди советской молодёжи, но со временем трансформировался и стал гораздо более серьёзным явлением. Уже в 70-е годы КВН начал открывать «предохранительный клапан» над цензурой, и безобидные искромётные шутки превращались в едкую иронию — участники игры высмеивали пороки общества и системы, с чем и был связан уход КВН с телеэкранов на некоторое время, отмечает собеседник ForPost.
«По сути, КВН был своего рода отдушиной, как в своё время киносценарии и съёмки фильмов Эльдара Рязанова, выступления Жванецкого или Райкина. Это люди, которые в эпоху цензуры, тотального контроля над обществом, позволяли себе достаточно ярко и интересно высказываться о том, о чём нельзя было говорить вслух, за что могли очень серьёзно наказать. КВН тоже шёл по грани», — поделился своим мнением Вадим Колесниченко.
Сегодня КВН уже не такой едкий и сатиричный, потому что в нынешней реальности «больше не нужно так изгаляться», отмечает бывший участник игры, но в том, что в своё время КВН помог обществу не заболеть и не скатиться в серость, он не сомневается.
Большую роль в этом сыграл, конечно же, Александр Масляков, его талант и умение пробивать свою идею во всех властных кабинетах, добавляет собеседник ForPost.
Играть в КВН для Вадима Колесниченко было большим счастьем. Он подчёркивает: КВН — это не только шутки, это коллективизм, способность быстро реагировать на изменяющую ситуацию и умение показать себя и побороться за себя.
«Большая часть талантливых ребят и девочек из КВН стали публичными людьми и смогли удачно устроиться в жизни. Я считаю, что КВН внёс серьёзную лепту в развитие нашего общества, сыграл свою роль в выявлении талантов. Многие люди и сейчас публикуют яркие эскапады, высказывания и номера из КВН, они имеют огромное число просмотров в социальных сетях. Людям это интересно. С одной стороны, они вспоминают молодость, а с другой стороны, то, что говорилось и что высмеивалось тогда, и сегодня, увы, весьма актуально в нашей замечательной стране», — считает Вадим Колесниченко.
Эпоха ушла?
Обозреватель новостного портала «Политнавигатор» Валентин Филиппов, живущий сейчас в Севастополе, в 1994–1996 годах был автором сценариев в команде «Одесские джентльмены», а ещё раньше играл за другую молодую одесскую команду. Он тоже считает, что в советские времена КВН был своего рода отдушиной для людей, но постепенно высокое предназначение этой игры и её положительное влияние на общество стали сходить на нет.
Однако умалять заслуги легенды КВН Александра Маслякова не стоит, убеждён собеседник ForPost.
«Это было то, что объединяло людей. Советский Союз развалился, а Александр Масляков продолжал объединять все республики бывшего Союза. Мечтой любого кавээнщика было сыграть в Москве. Я очень благодарен Маслякову за то, что он столько времени держал это всё в руках, выстроил всем понятную вертикаль и стройную систему, настоящий лифт: есть талант — ты выигрываешь, а выиграл — идёшь дальше и рано или поздно попадаешь в Высшую лигу и на большой экран», — говорит Валентин Филиппов.
Александр Масляков в своё время приватизировал КВН, создав компанию «АМиК», но благодаря этому удалось навести порядок, выстроить чёткие правила, и КВН действительно был едва ли не единственным способом для простого студента показать себя на всю страну, сказать о том, что у него накипело, считает бывший кавээнщик.
Сегодня эта игра уже не имеет такого влияния на молодёжь, какое имела ещё 15–20 лет назад, и содержание выступлений очень сильно отличается от прошлых игр, добавляет Валентин Филиппов.
«К сожалению, о любви, добре и зле сейчас шутят всё меньше, а КВН стал больше напоминать обычное шоу. Но я считаю, что зависит это от общества и его запросов. Если раньше КВН был сатиричен, обличал пороки и язвы общества, то сейчас пороки-то у нас измельчали. Какие язвы мы сегодня бичуем? Что кто-то занимается однополой любовью или кто-то от жены заначку спрятал. Кавээнщики всегда искали то, что объединяет всех, что близко и знакомо всем, и на эти темы шутили. И если сейчас шутят про наркоманов и однополую любовь, то это не с КВН беда, а с обществом, потому что эта игра отчасти — зеркало общества, и ориентируется она на спрос», — поделился своим мнением Валентин Филиппов.
Напомним: телеведущий Александр Васильевич Масляков скончался на 83-м году жизни от рака лёгких. КВН он вёл с 1964 года. Награждён премией ТЭФИ за личный вклад в развитие российского телевидения. Был полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Соболезнования по поводу смерти Александра Маслякова выразили его друзья и причастные к КВН люди.
Алина Громова
Обсуждение (2)
Вообще кто знает кто это...
Не об Александре Маслякове. Но ведь все, что о КВН - это все о нем.
Нашла на старом компе "творение" своего чада аж 2003 года, когда любимая команда заняла второе место.
КАПИТАНУ СБОРНОЙ КОМАНДЫ КВН
РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ДРУЖБЫ НАРОДОВ
О Д А
КАПИТАНСКАЯ
В О С Т О Р Ж Е Н Н А Я
ШУТОЧНО-УТЕШИТЕЛЬНАЯ
Известно всем без слов пустопорожних,
Как капитанами становятся, но мне
Все кажется тебя сперва художник
Писал на гениальном полотне.
Томясь непостижимостью задачи,
В мучительной борьбе с самим собой,
Он вверился искусству и удаче,
И мастерству и создал облик твой.
А КВН и музыка в тебя вдохнули душу
И совершенство от бровей до ног.
Горящего, томящегося, ждущего
Пустили в мир игры, турниров и тревог…
И грустно мне, когда скулят иные,
Что проиграли, дескать, не доплыли.
А сами вы играли в КВН,
Чтобы судить ребят из РУДН?
И если нет, не надо треска фраз,
Не тяготите вы чело еще одной морщиной,
Не игроки, а мы тому причиной,
Что к вам идем или не понимаем вас.
… Да капитанские глаза грустили на финале,
А вы прекраснее печальных глаз сайгака
Что-нибудь видали?
А что милее всех на свете Мона Лиза
Вам скажет только откровеннейший подлиза.
Зачем нам спецэффекты Голливуда?
У нас теперь есть и своя причуда.
Известна она в мире КВН
Командой, что возглавил милый Сэн.
Когда на сцене экипаж международный
«Не верю» Станиславского – анахронизм.
Таланты подарил вам шар огромный.
Мы верим в ваш крутой максимализм.
Но кто нам дал за все грехи прощенье,
Чтоб встретиться с тобой, меж всех одним,
В ком лидерство и перевоплощенье
Таланту дивной глубины сродни.
Кто в серость будней, где тоска, работа,
А на экранах войны или звездные миры,
Сорвал тебя, как ласточку с полёта,
И отдал в руки трудные игры?
Каким был зал – не нам судить об этом,
Но ты все краски мира для себя собрал:
Был в Кении кривляющимся знойным летом,
Калмыцким мудрым, озорным поэтом,
Абхазом щедрым, веселящим всех цыганом.
И, глядя на тебя, скажу я без обмана –
Ты лучше пел, чем Авраам Руссо,
И в пору копии твоей быть у мадам Тюссо.
А твой все сосчитающий еврей
Обидел, вряд ли, хоть кого из иудей.
Ты элегантен был, как сам Адам,
Вот почему такой успех у юных дам
И бесится от ревности Жан Клод Ван Дамм.
А ритмика, а дикция, а пауза –
Да ведь в тебе энциклопедия Брокгауза!
И лишь в одном ошибся ты, мой капитан,
Ты не международный, ты – планетный талисман.
Таким тебя мы видим, слышим, знаем.
К такому шли, когда наветы жгли и враки.
Мы шли к тебе со всей своей тоской,
А уходили и - готовы к новой драке.
И в поисках концов или начал,
Несчетных дел, сквозь суету греховную,
Тобой мы лучший день обозначали,
Твою в движеньи жизни ощущали
Всю страсть – стремительную и восторженную.
И, счистив всю с души невзгод окалину,
Благословляем ту границу крайнюю,
Куда с тобой дошли в руке рука.
Пусть мы падем, споткнувшись, в бездну канем,
А капитан из РУДН – живет века!!!