вт, 04/07/2023 - 17:28

Какова цена вмешательства в жизнь мусульманских регионов России?

Журналистку Елену Милашину, которую глава Чечни Рамзан Кадыров назвал «террористкой», жестоко избили в Грозном.

Жестокое избиение журналистки Елены Милашиной в Грозном вскрыло глобальную проблему — нарушение прав граждан в мусульманских регионах России. Какие черты не должны пересекать правозащитники и работники СМИ? Есть ли случаи, когда Коран важнее Конституции РФ? Ответы на эти острые вопросы — в материале ForPost.

Кейс Милашиной

Во вторник, 4 июля, Сеть наполнили шокирующие кадры: на кушетке в больнице сидит избитая, облитая зелёнкой и побритая налысо журналистка Елена Милашина. У неё забинтованы кисти рук — нападавшие сломали женщине пальцы, требуя код от телефона.

Досталось и адвокату Александру Немову, который был вместе с Милашиной. У мужчины ножевое ранение ноги. Он с трудом передвигается самостоятельно.

Журналистка и адвокат вместе прилетели в Чечню на оглашение приговора по делу Заремы Мусаевой, которую в итоге приговорили к 5,5 года тюрьмы по делу о насилии в отношении представителя власти и мошенничестве.

Милашина рассказала уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике Мансуру Солтаеву, как произошло нападение:

«Классическое такое похищение, как раньше всё это было. Просто давно такого не было. Прижали, выкинули шофёра-таксиста из его машины, к нам залезли, головы нагнули, мне руки завязали, там на колени ставили, пистолет к голове. Как-то всё делали нервно, так и руки не получилось у них завязать»

Это не первое нападение на Милашину в Чечне. Три года назад её избили на входе в гостиницу в Грозном. Тогда глава Чечни Рамзан Кадыров назвал случившееся «уличным хулиганством». По данным СМИ, виновных к ответственности так и не привлекли.

Кстати, у Кадырова накопилась масса претензий к самой Милашиной. В своём посте в telegram-канале от 24 января 2022 года он отметил: 

«Террористами для меня являются Каляпин [правозащитник Игорь Каляпин] с Милашиной, которые зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев, разрабатывая сценарии и нашёптывая на ухо своим персонажам тексты и поведение. Если есть в России закон и правоохранительные органы, то обращаюсь к ним: задержите этих пособников террористов. Доказательная база есть в материалах журналистских расследований на независимых каналах».

Сейчас Кадыров подчеркнул, что «от слов не отказывается» и «слов на ветер не бросает».

Читайте также по теме: Кадыров: «Где вы были, когда мы воевали за Ичкерию?»

Жертвы домашнего насилия и представители ЛГБТ

По данным экспертов, правозащитники в мусульманских регионах работают по двум направлениям: защита прав представителей нетрадиционной сексуальной ориентации и защита девушек, которые убегают из семей, исповедующих ислам.

Все истории сопровождают громкие скандалы: похищение жертв, нападение на журналистов и правозащитников. Так, например, 12 июня 2023 года в столичном аэропорту Внуково была задержана жительница Чечни Селима Исмаилова. По данным СМИ, девушка сбежала от родственников из-за домашнего насилия. Уйдя из дома, она якобы написала заявление, в котором сообщила о добровольно принятом ею решении и просила не искать её с помощью полиции. Пограничники задержали беглянку по подозрению в совершении кражи у родственницы по линии отца.

В Москве её забрали чеченские силовики и увезли в Грозный. По данным СМИ, связь с Исмаиловой пропала.

29 октября 2022 года жительницы Дагестана Хадижат и Патимат Хизриевы, а также Аминат Газимагомедова и Патимат Магомедова попытались покинуть Россию через сухопутную границу с Грузией. Однако девушки были задержаны и помещены в фильтрационное помещение на КПП «Верхний Ларс» более чем на 11 часов. Несмотря на все сложности, правозащитникам удалось вывезти беглянок в Грузию.

По данным СМИ, сейчас девушки находятся в безопасном месте. Родственники до сих пор их ищут.

Читайте также по теме: Четырёх сестёр, которые сбежали из семьи из-за насилия, поймали на границе

С защитой представителей ЛГБТ из мусульманских регионов ситуация ещё более сложная и противоречивая, отмечают эксперты. Показателен случай уроженца Чечни Идриса Арсамикова. По данным правозащитников Кризисной группы CК SOS* (признана иноагентом), мужчина бежал из Чечни в Нидерланды. Якобы на родине он подвергался пыткам за интимную близость с мужчиной.

В 2022 году парень вернулся в страну на похороны отца. Из-за проблем с документами Арсамиков почти год прожил в России. 16 февраля 2023 года он попытался вылететь из Москвы в Нидерланды. В аэропорту Домодедово в зоне пограничного контроля Арсамиков был задержан. Пограничники передали его чеченским силовикам. Беглеца увезли в Грозный.

Позже Арсамиков опубликовал видеообращение в соцсети «ВКонтакте», в котором высказал свою версию происходящих событий:

«Я — патриот. Скоро подлечусь и тоже отправлюсь в Украину […] Я — мужик и скоро собираюсь жениться». Он попросил «отстать» от него и сказал, что «в Чечне ценят его права».

Сейчас Арсамиков пытается доказать всем, что он гетеросексуал: мужчина подписан на десятки пабликов с обнажёнными женщинами и выкладывает «Tpи чаcти о самoм брyтальнoм и крyтoм сyпермутанте Х».

Читайте также по теме: Пригожин призвал сажать противников бород за «гламуризацию» армии

Как защищать права в мусульманских регионах?

Председатель АНО «Центр исследований и развития евразийства», политолог Юрий Самонкин, которого критиковал Кадыров, уверен: несмотря на все сложности, права граждан в мусульманских регионах защищать нужно. Главное — выбрать верную тактику, чтобы избежать расправы со стороны родственников, разгневанных вмешательством в личную жизнь.

«Правозащитник должен собрать всю подноготную, опросить семью подзащитного, после чего отправить запросы в различные государственные инстанции, чтобы понять, какую позицию занимает глава региона. Затем составить нормативно-правовой акт, подключить институт Уполномоченного по правам человека, который сейчас курирует Татьяна Москалькова. Нужно понимать, что при защите прав граждан из мусульманских регионов нельзя разбрасываться голословными обвинениями. Каждый шаг должен быть юридически обоснованным», — сказал ForPost Самонкин.

Он отметил, что часто правозащитники «идут иным путём».

«Свой правовой статус они используют не для решения проблем защиты прав человека, а для создания хайповой зоны, в которой можно критиковать религию, власть, политические институты. Этот вихрь подхватывают западные масс-медиа, которые на площадке ООН заявляют российскому постпреду об отсутствии прав человека в стране. Государство вынуждено на это реагировать статусом иностранного агентства. Поэтому должна быть грань, за которую нельзя заступать. Но она должна быть закреплена законодательно. Возможно, нужен отдельный федеральный закон о деятельности правозащитников», — считает наш собеседник.

Также важно обязать правоохранителей мусульманских регионов ориентироваться исключительно на правовые методы решения проблемы.

«Чтобы нельзя было просто так взять и побить либерального журналиста», — уточнил Самонкин.

Читайте также по теме: Кадыров жёстко вмешался в конфликт сотрудника ДПС с резервистом

Как ссылаться на Конституцию, когда в почёте Коран?

На сегодняшний день в России двадцать сильно исламизированных регионов. В тройке лидеров — Ингушетия, Чечня, Дагестан. Традиционная мусульманская культура, которая исповедуется в этих субъектах федерации, «достаточно часто бывает жестокой», подчеркнул социолог, психолог Темыр Хагуров. Он уверен: её укрепляет тренд на патриархальность, которому следует наше общество.

Кстати, скрепы популярны не только у мусульман, но и у православных.

«Чтобы понять, что такое патриархальный строй, достаточно прочитать русских писателей об укладе староверов. В частности, выдающийся беллетрист-этнограф Павел Мельников-Печерский описывает случай, когда отец-купец продавал дочь за пароход. О чём это говорит? Произвол патриархальной власти существует в разных религиях. Поэтому важно сохранять консенсус светского государства», — сказал ForPosr Хагуров.

Возникает вопрос: как это сделать в исламизированных регионах, где жестоко избивают журналистов и адвокатов, пытающихся защитить права граждан? Хагуров уверен: ответ лежит на поверхности — нужно нести светскую культуру в мусульманские массы. В качестве положительного примера социолог привёл памятник русской учительнице, установленный в 2006 году в Махачкале.

«Русские девчонки, которые приехали в этот мусульманский регион после вуза, внесли свой вклад в то, чтобы ислам стал просвещённым. Какой вывод из этого следует? Государство должно взять под контроль исламские учебные заведения», — уточнил наш собеседник.

По его данным, Чечня в большей своей части, а также существенные части Ингушетии и Дагестана «выпали из поля светской культуры». Поэтому он не удивлён избиением Милашиной в Грозном, так как ситуация для правозащитников и журналистов в самых исламизированных российских регионах «крайне опасная».

Чтобы правозащитники не подвергали себя этой опасности, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Султан Хамзаев просит их соблюдать культуру и обычаи ислама при вмешательстве в дела семейные. 

«Иногда они [журналисты, правозащитники] пытаются интегрировать чуждую историю для регионов, в которых сложились свои традиции и обычаи. Люди отторгают эти идеи, но их продолжают им навязывать. Поэтому здесь надо максимально внимательно и корректно со всех сторон к этому вопросу подходить. В целом призываю всех к тому, чтобы уважали, соблюдали, трепетно, внимательно относились к ценностям и особенностям регионов. Есть определённые устои, которые дополнительными вибрациями поменять невозможно, напротив, можно вызывать обратную реакцию. Да, местами, и я не вижу в этом ничего хорошего, она негативная. Но такова реальность», — сказал ForPost Хамзаев.

Читайте также по теме: Папа Римский извинился перед Кадыровым: кому пора задуматься

По «горячим следам»

Чеченские власти должны найти нападавших на журналистку Елену Милашину и публично их наказать, считает социолог, психолог Темыр Хагуров. Либеральный настрой работника СМИ, отметил он, — «не повод оправдывать насилие» и «прикрывать его Кораном».

«Если перед вами иноагенты — запрещайте им вещание, если либералы — дискутируйте с ними. Но как только из-за разницы в мировоззрении мы начнём ломать друг другу пальцы и поливать друг друга зелёнкой, то скатываемся в средневековье в его худших проявлениях», — уверен Хагуров.

Депутат Госдумы Султан Хамзаев также считает, что виновные в избиении журналистки и адвоката должны понести заслуженное наказание. В этой ситуации, отметил он, «нужно тщательно разобраться» и сделать «жёсткие выводы».

К серьёзным мерам воздействия в адрес нападавших также призывают глава комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн, сенатор Андрей Клишас, замглавы комитета Госдумы по информполитике Евгений Попов.

В курсе инцидента и президент России Владимир Путин, сообщил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

«Президенту доложено. Сейчас вопросом занимается уполномоченный по правам человека при президенте РФ Татьяна Москалькова. Оценку должны давать правоохранители, но, безусловно, речь идёт об очень серьёзном нападении, которое требует достаточно энергичных мер. <…> требуется проверка и реализация следственных действий на фоне этого нападения», — приводит «Интерфакс» слова Пескова.

Даже уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Мансур Солтаев заявил РИА Новости, что нападение на журналистку и адвоката — это «диверсия и провокация против республики». А Бастрыкин поручил главе управления СК по Чечне провести проверку.

Нападавшие пока не найдены.

Читайте также по теме: Кадыров отреагировал на оценки назначений родни во власть: «Кому доверяю, того и назначаю»

Роберт Вочовский

Читайте также: