Подавляющее большинство россиян твёрдо уверены в устойчивой ситуации в стране. Такой вывод напрашивается из результатов свежего опроса, проведённого компанией «Х5 Клуб», о формировании жителями РФ продуктовых запасов.
Итоги исследования привёл РБК:
- только 13% опрошенных людей создают запасы, чтобы обезопасить свою семью на случай кризиса;
- 18% — для соблюдения семейных традиций;
- 29% — чтобы реже покупать продукты;
- 40% — на случай невозможности сходить в магазин.
При этом запасы на длительный срок — полгода — есть только у 5% участников исследования, на месяц — у 27%, на одну-две недели — у 59% опрошенных.
Кроме того, пополнение запасов заранее планируют лишь 6% участвовавших в опросе, а 54% — делают это спонтанно из-за акций в торговых точках.
В целом 77% тех, кто участвовали в исследовании, имеют запас необходимых продуктов.
Тренд ответственного потребления
На основании приведённых данных можно с высокой вероятностью сделать вывод, что большинство россиян воспринимают текущую ситуацию как достаточно стабильную, подтвердил ForPost экономист, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Пётр Щербаченко.
По его словам, для этого есть ключевые аргументы.
Во-первых, лишь 13 % опрошенных формируют запасы именно из‑за опасений кризиса — это минимальное значение среди всех названных причин.
Во-вторых, преобладающие мотивы формирования запасов — утилитарные и традиционные: для удобства, на случай временной невозможности сходить в магазин, следование семейным обычаям.
В-третьих, по срокам хранения запасов тоже видна умеренность, а долгосрочная подготовка не является массовой.
Однако важно оговориться: опрос фиксирует мотивацию и практики, а не прямые оценки стабильности, обратил внимание наш собеседник.
«Часть людей может считать запасы элементом обычного быта, а не сигналом тревоги, — сказал он. — Данные [этого опроса] не исключают локального беспокойства. И фактор того, что люди нацелены планировать свой быт на более длительный период времени, говорит лишь о том, что это скорее удобно, чем то, что кто-то запасается впрок».
Для торговых же сетей это представляет ряд преимуществ, по мнению экономиста:
- фактор стабильного спроса — люди покупают регулярно, но без панических всплесков;
- способствует росту продаж и подтверждает качество воздействия акций на потребителя — это стимулирует оборот;
- предсказуемость покупательского поведения.
«Таким образом, снижается количество товара, который мы выкидываем, то есть имеется тренд ответственного потребления», — подытожил Пётр Щербаченко.
Продуктовые запасы в «шоковые» месяцы
Напомним, аналитический центр ВЦИОМ в апреле 2022 года — после начала специальной военной операции — провёл свой опрос россиян на тему продуктовых запасов.
Результаты были такими:
- у 85% участников исследования были запасы продуктов, 13% не имели их;
- 46% опрошенных формировали продуктовые запасы из-за опасения повышения цен, 29% — из-за боязни отсутствия товаров в продаже, 7% — по другим причинам, 16% — не делали запасов.
Отметим, что в 2022 году, в феврале-марте, Россия пережила самый серьёзный ажиотажный спрос на продукты и товары, повлёкший увеличение цен на них. В первые «шоковые» месяцы СВО было резкое и постоянное увеличение розничных покупок. Люди набирали продукты и товары, использующиеся вдолгую: бакалею, одежду, обувь, бытовую технику и лекарства. Подробно об этом — в нашем материале.
Алексей Лохвицкий
