Возвращение ветеранов СВО к гражданской жизни вопрос непростой. Ещё сложнее ситуация у бойцов с тяжелыми ранениями. И помощь таким людям – важный экзамен для общества. Как решают проблемы защитников Родины с тяжелыми ранениями на примере севастопольского ветерана специальной военной операции Александра Малярова, рассказали журналисты НТС.
Не просто пёс
Ветеран СВО Александр Маляров полностью потерял зрение в результате тяжёлого ранения в бою под Волновахой в декабре 2022 года. В конце 2024 года через клиентскую службу Социального фонда он подал заявление на предоставление собаки-поводыря, и вот, после долгого ожидания, в декабре 2025 года Явар и Александр встретились.
«На сегодняшний день отказов в предоставлении собаки-поводыря у ветеранов нет, другое дело, что подготовка такого помощника — это вопрос длительный», — рассказала управляющая отделением Социального Фонда России по Севастополю Елена Гайворонская.
В России дрессировкой хвостатых помощников занимаются только во Всероссийской школе подготовки собак-поводырей в Подмосковье, которая относится к Всероссийскому обществу слепых. В федеральном питомнике воспитывают до сотни собак-поводырей в год. Право на получение такого питомца даётся лишь тем, кто имеет соответствующую отметку в программе реабилитации после освидетельствования медико-социальной экспертизы. Кроме того, важна также обоюдная расположенность человека и пушистого помощника.
Александр решил выбрать самца немецкой овчарки. Дополнительным важным условием было лояльное отношение пса к кошкам, которые проживают дома у ветерана СВО.
«Приехал, мне говорят: «у нас есть три собаки, но мы не знаем, какой под ваш характер, под ваш темперамент». Они подошли, он [собака-проводник Явар] уселся. Я присел рядом с ним, говорю: «Ну чего, друг, уедем из холодных регионов в тёплый регион? Там тепло, там хорошо». Он мне начал лицо облизывать», — рассказывает Александр Маляров.
Верный друг
Ветеран СВО прошёл обязательный курс обучения, включающий кинологические, юридические и медицинские аспекты, а также сдал экзамен. Александр и Явар должны были пройти тестовый маршрут, включающий сложные для слабовидящих людей городские препятствия: лестницы, пешеходные переходы, автобусные остановки.
Экзамены, по словам ветерана, пришлось сдавать в сжатые сроки, так как Александр был приглашён в Центр приёма обращений в программу «Итоги года с Владимиром Путиным», где поднимал проблемы ветеранов СВО.
Владелец отмечает, что Явар — воспитанный и общительный пёс, отлично выполняет свои обязанности, хорошо ладит с людьми и домашними котами, хотя те его пока опасаются. Пёс только привыкает к Севастополю и знает лишь небольшой маршрут, поэтому в планах у Александра и Явы, как его называют хозяин и его супруга, расширить маршрутную сеть. Однако даже выходя из дома, ветеран СВО сталкивается со многими трудностями.
«Во-первых, на территории очень много машин — пройти тяжело. Второе — нет места для выгула. Он — большая собака, ему нужно не постоянно в работе быть — меня водить или на поводке ходить, ему хочется побегать. Это не просто собака-проводник, это член семьи, потому что у него так же, как и у нас, есть паспорт свой личный, он вхож со мной везде», — говорит ветеран СВО.
С собакой-проводником в Севастополе живут три человека. Каждая собака обучена специально под жизненный темп севастопольцев.
Ника Заринская






