Перед Новым годом и Рождеством у россиян возникает сильная головная боль из-за покупок нужных продуктов и вещей. Особенные проблемы доставляют походы по магазинам перед самым празднованием: они забиты людьми, выстраивающимися в долгие очереди, а товары, цены на которые могут расти ежедневно, сметаются с полок.
А ведь хочется облегчить себе жизнь.
Когда идти покупать
О своём опыте праздничных покупок рассказала Елена Морозова, руководитель отдела по работе с партнёрами проекта Promokodus.com — крупнейшего в России и СНГ промокодного ресурса:
«Скидками мы занимаемся уже 11 лет, поэтому экономия из рабочей сферы плавно перетекла в личную жизнь. Не полноценно, а скорее рационально. Особенно в периоды, когда необходимо делать большие покупки».
При подготовке к Новому году она совершает покупки заранее.
К каждому празднику цены на актуальные товары повышаются, особенно на продукты, поэтому ранняя подготовка — залог сохранённого, а не разорённого бюджета, сказала Елена Морозова:
«Консервы и алкоголь, у которых большой срок хранения, можно приобрести за месяц до праздника, а то и раньше. Рыба, мясо и яйца — за три недели. Продукция спокойно пролежит в морозилке/холодильнике до дня Х. За неделю до Нового года можно купить фрукты. Но лучше недоспелые, чтобы они не успели испортиться к 31 декабря».
И за дней семь до Нового года можно приобрести живую ель, ведь покупка за месяц может привести к раннему осыпанию дерева, поэтому оптимальными датами считаются 20-е числа декабря, уточнила она:
«С искусственной ёлкой всё наоборот. Самые выгодные цены лучше ловить летом, в несезон. Либо за месяц, в ноябре, когда проходит «Чёрная пятница» и каждый магазин делает хорошие скидки. По данным исследования фонда «Общественное мнение», 52% россиян уже используют этот лайфхак. Тогда же можно приобрести новогодние наряды, подарки и украшения. Магазины расчищают стоки и распродают прошлогодние коллекции со скидками до 70–80%».
Где делать покупки
У каждого магазина индивидуальная ценовая политика, продолжила Елена Морозова.
Договорённости с поставщиками, цена доставки, аренда помещения или склада — всё это влияет на стоимость продуктов, уточнила она:
«Плюс не стоит забывать про уникальные акционные предложения, которые организовывает маркетинговый отдел каждого супермаркета. Поэтому так важно сравнивать стоимость одних и тех же продуктов у разных продавцов. Это можно сделать как самостоятельно, скачав приложения ближайших к дому магазинов, так и с помощью специальных сервисов».
Что касается конкретного места, то маркетинговые уловки есть везде, отметила руководитель отдела по работе с партнёрами проекта Promokodus.com:
«Плюс важно понимать, что специализированные ярмарки и магазины с новогодней продукцией зарабатывают только в период подготовки <к праздникам>, а значит, цены будут гораздо выше розницы. При этом больше всего выгодных предложений на маркетплейсах, так как продавцы конкурируют за внимание покупателей. Снижение стоимости, повышенный кешбэк, промокоды — всё это привлекает внимание и при этом помогает экономить».
Всё больше расходов
На празднование Нового года россияне тратят всё больше денег, о чём свидетельствуют итоги исследований общественного мнения, проведённых ВЦИОМ.
По его данным, на встречу 2023 года (еда, подарки и другие расходы) люди тратили в среднем 38 493 рубля — на 15 691 руб. больше, чем на встречу 2022-го — 22 802 руб. А на 2021-й — 17 161 руб., что на 2715 руб. больше, чем на 2020 год — 14 446 руб.
Это далеко от трат на празднование Нового 2005 года, которые сейчас кажутся копеечными, — в среднем 3162 рубля.
Вместе с ростом расходов увеличились продажи товаров для новогодних и рождественских праздников: искусственные ёлки, снежки и святочные поленья, ёлочные украшения, маски, картинки с изображением Рождества Христова, хлопушки, подарочные рождественские чулки и многое другое.
Например, как выяснила аналитическая компания BusinesStat, в 2021 году жителями нашей страны были куплены 279 миллионов штук таких товаров — на 47 млн штук больше, чем в 2020-м, и на 78 млн штук больше, чем в 2017-м.
На повышение продаж повлияло изменение подхода россиян к украшению дома к новогодним праздникам, уточнила BusinesStat:
«Отмечается долговременная тенденция снижения консерватизма покупателей, рост их стремления вносить в новогодний интерьер новизну, что приводит к более частой замене ёлочных игрушек и прочих элементов новогоднего убранства. На увеличение продаж товаров для новогодних и рождественских праздников влияет расширение ассортимента. Продавцы предлагают инновационные изделия, нестандартные решения, авторские украшения, товары из новых видов материалов».
Алексей Лохвицкий