пн, 02/10/2023 - 16:28

Как настроение простых людей поднимает цены в магазинах

​Почему ожидание инфляции хуже самой инфляции?

Центробанк зафиксировал усиление инфляционных ожиданий у простых граждан и бизнеса. Если говорить просто, то все ждут, что цены вырастут.

ForPost узнал, как настроения в обществе способны влиять на инфляционные процессы.

Все ждут

В сентябре инфляционные ожидания в обществе выросли на 0,2 процентных пункта и достигли 11,7%.

Иными словами, россияне ждут, что уровень инфляции в этом году составит не обещанные 6–6,5%, а почти 12%.

«Уменьшились и текущие оценки, и ожидания участников опроса относительно экономических перспектив страны и личного материального положения. Вместе с тем склонность респондентов к сбережению в сентябре повысилась», — сообщил Центробанк.

Одновременно ждут роста цен и производители, сообщает регулятор.

Так, по данным ЦБ, в сентябре «средний темп прироста отпускных цен, ожидаемый предприятиями в ближайшие три месяца, составил 5,9% в годовом выражении».

Говорят о предстоящем подорожании и аналитики:

«По данным сентябрьского макроэкономического опроса Банка России, прогноз аналитиков по инфляции на конец 2023 года составил 6,3% (+0,6 п. п. к июлю, в августе опрос не проводился), на конец 2024 года — 4,5% (+0,2 п. п. к июлю)», — отметили в Центробанке.

Читайте по теме: Почему в личном кошельке денег меньше, чем говорят по телевизору?

А вот и она

Эксперты отмечают, что на рост цен влияет множество экономических факторов. Это, прежде всего, макроэкономические показатели, такие как общее состояние экономики и платёжного баланса страны, курс национальной валюты.

Факторами второго уровня являются решения финансово-монетарных властей, например, относительно увеличения ключевой ставки или валютного регулирования.

Наконец, на инфляцию влияют и реакции на информационные сообщения. Это может вызвать ажиотаж и даже панику на рынке.

Тут достаточно вспомнить, что происходило с ценами на некоторые товары весной 2022 года после введения тотальных санкций Запада.

«Но и ожидания в обществе тоже влияют на рост цен. Ещё английский экономист Джон Кейнс говорил, что когда люди готовы к росту цен, монополисты незамедлительно этим пользуются. Нужно понимать, что практически все рынки в России — это рынки монополистические. Начиная от топливного и заканчивая потребительским. Поэтому не стоит удивляться, когда на фоне повышающихся инфляционных ожиданий в магазинах растут цены. Просто монополисты видят психологическую готовность общества к этому и пользуются моментом», — пояснил в разговоре с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Он отметил, что единственной целью монополистов является максимальное получение прибыли. Поэтому их почти не останавливают ограниченные материальные возможности потребителей.

«Карл Маркс вывел, что выгоднее продать 10 единиц товара по 100 денежных единиц, чем 100 единиц товара по 10 денежных единиц. В первом случае издержки гораздо ниже. Допустим, монополисты поставят цену на бензин в 100 рублей за литр. Да, бензин, возможно, будут меньше покупать, но точно не откажутся от него, потому что этому товару нет замены. В итоге монополист заработает больше», — отметил Беляев.

Единственным спасением от засилья монополистических рынков, по его словам, является грамотная работа антимонополистической службы, которая борется не с ценами, а с безграничными аппетитами монополий.

Читайте по теме: Силуанов пошутил об инфляции: «Если не покупать, то цены нормальные»

Сберегай — не сберегай

По словам кандидата экономических наук Константина Селянина, сберегательная модель поведения, к которой, по мнению ЦБ, постепенно возвращается российское общество, на самом деле касается лишь не более 10% граждан.

«Дело в том, что в большинстве своём россияне живут от зарплаты до зарплаты. По статистике, лишь 10% российского населения имеют какие-то накопления, и для них сберегательная модель поведения означает направление своих сбережений не на потребление в условиях повысившихся инфляционных ожиданий, а, например, на депозиты. Тем более что коммерческие банки сейчас повысили ставки по вкладам», — пояснил экономист в разговоре с ForPost.

В то же время, по его словам, для большинства россиян ни о какой сберегательной модели поведения речи идти не может.

«Если человеку хватает только на продукты и какую-то одежду, то повышение цен в таком случае влечёт отказ от потребления каких-то продуктов, приобретения одежды, переход на более дешёвые аналоги, которые зачастую не отличаются качеством. Иными словами, речь идёт об экономии, но не о сберегательной модели поведения», — пояснил экономист в разговоре с ForPost.

Читайте по теме: «Этап восстановления российской экономики завершён»: как мы это почувствуем?

Андрей Мединский

Читайте также: