сб, 29/09/2018 - 13:30

Как Минкульт защищает Херсонес

Уважаемое министерство тоже может ошибаться, убедились ученые и обычные севастопольцы.

Недавно Генпрокуратура предписала Минкульту лучше сохранять памятники археологии. Для севастопольцев эта новость особенно интересна.

Охранники не без греха

Генеральная прокуратура РФ вынесла министру культуры Владимиру Мединскому и директору Института археологии Российской академии наук (ИА РАН) Николаю Макарову представление из-за многочисленных нарушений законодательства об охране памятников археологии. В частности, Минкульт «не на должном уровне» регулировал передачу обнаруженных археологических предметов в государственную часть Музейного фонда. Но это не единственная претензия правоохранителей к уважаемому министерству.

Как сообщил официальный представитель ведомства Александр Куренной, Министерством культуры не соблюдались требования к аттестации специалистов по проведению госэкспертизы и выдаче разрешений на археологические работы. Нарушения выявлены и в области популяризации результатов археологических исследований, архивного хранения научных материалов и управления федеральным имуществом. Шестеро должностных лиц Минкультуры России и Института археологии РАН привлечены к дисциплинарной ответственности.

Министерство выводы Генпрокуратуры не оспаривает: в его пресс-службе сообщили, что Владимир Мединский утвердил план устранения нарушений законодательства об охране памятников археологии. Закончить эту работу планируется в мае 2019 года. Проведена и аттестация экспертов.

Казалось бы, к Севастополю это не имеет никакого отношения. Но это не так. Напомним, именно мнение Министерства культуры приводится как истина в последней инстанции руководством музея-заповедника «Херсонес Таврический».

И апеллировать к этому мнению руководству приходится часто, поскольку происходящее в Херсонесе в последнее время, мягко говоря, не нравится многим. И не только обычным севастопольцам, шокированным обилием баннеров с цитатами великих и прочими малоуместными, на их взгляд, нововведениями, но и учёным.

Свою тревогу они пытаются донести даже до Президента — в августе к нему обратился с письмом бывший заведующий филиалом «Крепость Чембало», ныне старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Николай Алексеенко. А Анатолий Туманов — также бывший сотрудник «Херсонеса Таврического», реставратор I категории — озвучил свои опасения на семинаре по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Москве. Происходящее на территории музея-заповедника он называет «варварством».

«Науку принесли в жертву культурно-массовым мероприятиям, — утверждает Туманов. — Всё внимание сосредоточено на них, а сами памятники в это время просто разваливаются».

«Всё благоустройство не отвечает наиболее близкому восприятию объекта культурного наследия… закрываются частично некоторые объекты археологии, сцены. Техплощадки и трибуны возводятся непосредственно среди руин, а частично прямо над ними. Прокладка так называемых дорожек искажает облик памятника, установка всех деревянных конструкций (входная зона, кассы), бронзовой группы у башни Зенона искажает аутентичный облик памятника. Особо недопустимо движение тяжёлой техники по культурному слою и нераскопанной части городища, установка подстанций и прокладка коммуникаций, монтаж деревянных конструкций прямо на остатках археологических объектов, с последующей нагрузкой на них. Не говоря уже о недопустимости нового строительства (входная группа, здание кассы у башни Зенона, интерактивная бронзовая группа, мини-электроподстанции и другие объекты). Но учёных новая дирекция не слышит», — констатирует в своём письме Президенту Николай Алексеенко.

Странные аргументы

Наиболее опасными для памятника представляются идущие на его территории строительно-монтажные работы и размещение многотонной аппаратуры. Для проведения фестиваля «Опера в Херсонесе», например, сюда завезли несколько фур металлоконструкций, установили четыре сцены, три экрана, трибуну для зрителей на 500 мест, сотни световых приборов и звуковое оборудование общей мощностью в 50 киловатт. Всё это, подчеркивает Анатолий Туманов, резко увеличивает антропогенную нагрузку, которую истинно заботящиеся о сохранении культурного наследия стараются снизить. Что же касается строительства, то возведение капитальных объектов (а иначе трактовать сооружение, закрывающее вид на башню Зенона, трудно) в границах территории объекта культурного наследия запрещено федеральным законом № 73-ФЗ.

Руководство «Херсонеса Таврического», к которому мы обратились с просьбой прокомментировать эти обвинения, во всём ссылается на Министерство культуры. Именно его специалисты гарантируют, что всё происходящее в Херсонесе не представляет для него никакой опасности. Все работы, вызывающие тревогу учёных и рядовых севастопольцев, отвечают утверждённой Коллегией министерства концепции развития музея-заповедника.

«Все установленные в настоящее время конструкции (настилы, информационные киоски и т.п.) имеют статус временных конструкций, установлены на период проведения фестиваля и могут быть демонтированы в кратчайшие сроки, при этом установка проведена способом, не наносящим урона археологическому наследию. Размещённые в настоящее время дизель-генераторные станции также являются временными, т.к. токонесущие линии, которые проложены в музее-заповеднике, физически и морально устарели, не имеют достаточно мощностей для обеспечения работы современного оборудования, которое было установлено в рамках проекта. На данный момент ведутся работы по переходу на городское электроснабжение необходимой мощности для переподключения оборудования, необходимого для обеспечения работы проекта „Исторический парк — Херсонес Таврический”, после чего генераторы будут демонтированы», — сообщила в своём ответе директор музея-заповедника Светлана Мельникова.

Сооружение у башни Зенона, по её словам, также абсолютно безопасно.

«Так называемая „бронзовая группа у башни Зенона” является обычным для многих музеев мира элементом навигации, т.к. представляет собой объёмный макет Херсонесского городища с показом существующих памятников и иных объектов, а также древних памятников, научные реконструкции которых нам известны. Данный макет создавался при участии учёных музея-заповедника и дорабатывался с учётом их замечаний. Нагрузка от веса макета распределена по площади её установки таким образом, что на поверхность оказывается минимальная нагрузка. Согласованным проектом… учтены все размещённые в рамках него объекты, конструкции, аппаратура и т.д. Установленные в рамках проекта элементы не оказывают непосредственного воздействия на памятники археологии, установлены без внедрения в культурный слой. Точки соприкосновения установленных конструкций, настилов и т.п. с поверхностью земли отделены слоем геотекстиля».

У Анатолия Туманова этот ответ вызывает недоумение: как может слой геотекстиля защитить от давления, которое оказывает это сооружение на памятник археологии? Помимо этого, «элемент навигации» закрывает оборонительную стену, по соседству с которой по чьей-то странной прихоти его решено было установить.

«Это капитальное сооружение — попробуйте его теперь снести, если всё забетонировано. Вот протейхизма — построенная херсонеситами передовая оборонительная стена, а вот эта штука, из-за которой уже ничего не видно. Вот пространство между оборонительными стенами — здесь раньше была дорога, по которой древние заезжали в город. Но теперь понять это невозможно, потому что прямо на ней стоит эта конструкция, нарушающая историко-культурный ландшафт. Почему этот элемент навигации нельзя было поставить, например, рядом с храмом Семи священномученников? Почему именно здесь?» — с болью говорит Туманов.

Не успокаивают специалистов и слова о том, что дизель-генераторы, без которых невозможно было проводить культурно-массовые мероприятия, были размещены на территории Херсонеса временно.

«Посмотрите мой последний ролик, который я снял в Херсонесе: там видно, что проводами они ободрали штукатурку, которой две тысячи лет», — предлагает Анатолий.

Не выявлено — не значит не существует

Есть в ответе руководства музея-заповедника и то, с чем нельзя не согласиться. Светлана Мельникова пишет о том, что удалось решить задачи, которые стояли перед музеем-заповедником десятилетиями. В качестве примера приводятся реставрация уникального памятника античной и средневековой фортификации «Куртина 19, Башня 16» и «вывоз многотонных археологических отвалов». Анатолий Туманов согласен: реставрация памятника — действительно долгожданное благо. Хотя есть и как минимум одно «но».

«Куртину 19 действительно привели в порядок. Но я, как реставратор, не очень доволен тем, как сделали забутовку. Они уложили камни рядами, а нужно было беспорядочно. Но хотя бы сделали, это правда. А вот вывоз отвалов… Да, их вывезли 300 тонн. Вот фотографии со свалки — вот античная колонна, которую вывезли вместе с мусором, вот средневековый карниз, вот арочный камень. Есть видео, на котором видно, что это снято именно на свалке. Вывозили всё это сорокатонные самосвалы, которые нагружали экскаваторами. Было это в июле прошлого года. Я контролировал погрузку всего один день. И весь этот день мотался от одного экскаватора к другому и вытаскивал прекрасно обработанные камни. Намотался так, что слёг с больной поясницей и ушёл на больничный. За один день я спас целую машину камней — их выгрузили в Херсонесе, и они там лежат до сих пор. А представьте, сколько ценного успели вывезти за остальные дни? О том, что выкинули колонну, я услышал от одного из водителей. Пошёл на свалку и, простите, просто офигел», — рассказывает Анатолий Туманов.

Мнение Туманова, подчеркнём, — это мнение не дилетанта, а реставратора первой категории и автора дипломной работы (кстати, защищённой на отлично), посвящённой консервационно-реставрационным работам на территории Херсонеса. И говорить о происходящем без боли он просто не может.

В заключение своего ответа редакции ForPost Светлана Мельникова ещё раз подчёркивает: «в связи с обращениями граждан Министерством культуры Российской Федерации были проведены проверки соблюдения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия и в рамках государственного надзора за объектами культурного наследия, нарушений не выявлено». Примерно в то же духе ответило https://sevastopol.su/news/minkult-ne-nashyol-v-hersonese-priznakov-ugrozy-istoricheskomu-naslediyu на письмо депутата заксобрания Вячеслава Горелова и само министерство. Из его ответа следует, что никаких жалоб на процесс подготовки фестиваля не было и что в рамках госнадзора за объектами культурного наследия нарушений не выявлено.

И вот теперь оказывается, что Министерство культуры не безгрешно. Это подтверждает давно уже зародившиеся у специалистов  и просто горожан подозрения, что одобрение министерства вряд ли может быть индульгенцией, особенно если речь идёт о действиях, явно противоречащих интересам объекта культурного наследия. Надеемся, уважаемое министерство сделает выводы и пересмотрит свой взгляд на происходящее в Херсонесе. Или, наконец, кто-то укажет ему на ошибки и в этом отношении.

Ольга Смирнова

Читайте также: