География общеевропейских протестов фермеров ширится. К ним уже подключаются Чехия, Словакия (где их поддерживает премьер) и Греция.
В Словакии несколько тысяч фермеров выгнали технику на городские улицы в качестве протеста против политики Евросоюза в сельскохозяйственной и внешнеторговой сфере. В отличие от аналогичных протестов в ФРГ, Польше и во Франции там они проходят относительно мирно — прежде всего, именно по причине поддержки словацких властей, открыто не разделяющих данную политику бюрократии ЕС. По сути, это даже не акция протеста— тут, скорее, демонстрация солидарности с фермерами из других европейских государств.
В то же время до 10 тысяч фермеров в Греции вывели технику на улицы столицы. Происходящее уже называют крупнейшей протестной акцией аграриев за всю греческую историю. Так же, как и фермеры из других стран, в Греции требуют установить низкие цены на энергоносители, предоставить налоговые льготы и увеличить компенсации для пострадавших от стихии. В отличие от германских, французских, испанских, итальянских и польских фермеров греческих аграриев, судя по всему, проблема украинского демпинга волнует не сильно. Тем не менее, существует проблема несоответствия их пожеланий возможностям правительства Греции. Премьер Мицотакис прямо говорит: «Нам нечего им дать».
Одновременно с этим продолжают бунтовать испанские и французские фермеры. В Испании на прошлой неделе протесты перешли в стычки с полицией, и отступаться никто не намерен. Равно, как и фермеры во Франции, продолжающие блокировку автомагистралей. Там тоже на прошлой неделе аграрии перекрыли трассу между Бордо и Тулузой. Правительство в Париже уже говорит о необходимости пойти на уступки протестующим. Власти заявляют, что готовят законопроект, направленный на обеспечение «продовольственного суверенитета» французских фермеров. В числе прочего предполагается обязать торговые сети закупать продукцию французских аграриев по твёрдой цене. Впрочем, протестующие считают заявления правительства размытыми. Фермеров смущает намерение правительства вынести данный законопроект только к лету — это слишком похоже на попытку тянуть время.
Ещё более интересна ситуация в Польше. Местные власти как бы не поддерживают своих протестующих, тем не менее они солидарны с ними по ключевой позиции: об угрозе дешёвого украинского сельхозимпорта для экономики Евросоюза. Стоит напомнить, что Польшей введены односторонние запреты на украинский импорт, но, по заявлению Минсельхоза страны, это не способно решить проблему в полной мере. Ведь наплыв украинской продукции лишает польских фермеров, в частности, рынков в ФРГ. При том, что сами же поляки ранее заняли их при помощи демпинга. Иронично. Но мы не понимаем — это другое. И вот для решения проблемы польское министерство предлагает установление жёстких квот на продукцию с Украины в ЕС.
В данный момент европейские рынки остались едва ли не последней надеждой украинского сельского хозяйства, которое, по сути, лишилось доступа к былым рынкам Африки и Азии. И даже если протесты фермеров будут подавлены, то ограничения на украинский импорт могут стать, возможно, последним гвоздём в гроб «сельскохозяйственной сверхдержавы». А украинский агропром, в свою очередь, один из последних жизнеспособных секторов экономики данной территории.
Павел Кухмиров