сб, 28/04/2018 - 18:57

Художники блокируют варварские апартаменты у моря

Севастопольский застройщик склоняет власть провести национализацию и вместо мастерских для художников хочет построить апартаменты.

Каким-то чудом художники Севастополя после событий Русской весны сохранили свои художественные мастерские и выставочные павильоны от хищных девелоперов, готовых всё застроить элитными апартаментами.

 

«Добровольный» отказ

 

Местный так называемый девелопер, успевший своими предыдущими проектами изуродовать исторический облик Севастополя, — владелец скандально известного ТЦ «Диалог» Александр Приходько — начиная с 2007 года пытался «воткнуть» свои высотки на месте художественных мастерских.

Тогда ему вместе с его партнёрами удалось «убедить» Севастопольское отделение Союза художников Украины пойти на сделку. В обмен на добровольный отказ от 23 соток земли на улице Репина, где находится двухэтажное здание отделения СХ, художникам обещали достроить третий этаж с выставочным залом, котельную и восстановить отопление.

Нужно ли говорить, что, получив землю, всего этого застройщик не сделал? Чтобы замылить глаза, художникам купили старенькую «Газель», кисточки и краски.

 

За забором бывший участок земли севастопольских художников

Для успеха своей нехитрой операции Александр Приходько заручился поддержкой немногочисленной группы из числа членов Союза художников под руководством тогдашнего председателя Севастопольского отделения творческого союза Анатолия Сухоруких.

Кого-то из них за поддержку внутри союза идей отчуждения собственности в свою пользу застройщик «задобрил» деньгами, а дочери скульптора Станислава Чижа — Яне Чиж даже купили квартиру. Этот шаг должен был способствовать передаче под элитную застройку участка земли на улице Володарского, где стоит мастерская известного скульптора.

«Начали угрожать»

Своих планов застроить художественные мастерские апартаментами Приходько никогда не скрывал. Но в 2008 году председателем городского отделения Союза художников стал известный в городе пейзажист Игорь Шипилин, который, узнав о судьбе, уготовленной имуществу художников, стал возвращать всё обратно и отменять грабительские договорённости.

«Вначале мне предлагали взятки. Но я хотел разорвать с ними договор и обнулить историю по улице Володарского [мастерская Станислава Чижа]. Потом мне начали угрожать, приезжали депутаты из Симферополя. Потом ко мне пришёл Александр Приходько и показал проект дома на улице Репина (на 23 сотках, которые художники добровольно отдали. — Ред.). Я смотрю, там 12 этажей, а договаривались мы только на 4 этажа. Но его это не смутило, сказал, что будет классный дом и художники там долю получат. Мы сразу от этой идеи отказались», — рассказал Игорь Шипилин.

На отказ художников развивать девелоперский проект вместо мастерских Приходько, по словам Шипилина, выставил счёт за расходы, которые он понёс. С этими словами он передал председателю творческой организации «служебную записку» без печатей и подписей. Публикуем её ниже.

 



 

Как видно, затраты заинтересованные лица несли по двух объектам: на улице Репина, 21 (там стоит главное здание Союза художников), и на улице Володарского, 21 (мастерская Чижа). В записке перечисляются расходы на покупку «Газели», компьютеров, камеры, красок и кисточек. Есть там и совсем любопытные моменты, такие как: «покупка квартиры (Чиж Яна) за 55 тысяч долларов», затраты на «фонд мэра Симферополя» в размере 50 тысяч долларов, затраты «за получение распоряжения администрации (вероятно, Севастопольской. — Ред.) по ул. Володарского». Есть и такой вид затрат, как «1-я, 2-я сессии горсовета» - в размере 25 тысяч долларов.

Спецслужбы в курсе

С бумагой от Приходько Игорь Шипилин пошёл в СБУ, где ему сказали, чтобы не волновался, потому что те, кто нарушили закон, — ответят. Затем «записку» с расходами застройщиков Шипилин показал скульптору Станиславу Чижу.

«У него прямо руки затряслись. Он сказал, что ничего не знает о планах на апартаменты и квартиру», — рассказал Игорь Шипилин ForPost.

Есть в распоряжении ForPost и другой, более убедительный документ. Это письмо от гендиректора «Диалога» Александра Приходько на имя председателя Национального союза художников Украины Чепелика В.А., датированное апрелем 2012 года.

В нём севастопольский девелопер прямо пишет, что он покупал квартиру для семьи народного художника Украины Станислава Чижа, а также оказывал материальную помощь художникам, поэтому он просит учесть эти моменты при решении вопросов освоения объекта на улице Володарского, 21.

 

 

Усилиями Игоря Шипилина и других членов Союза удалось добиться признания ничтожности и отмены сделки между Приходько и предыдущим руководством Севастопольского отделения Союза художников.

Новые попытки забрать собственность художников были предприняты сразу после событий Русской весны.

В 2015 году новый председатель Севастопольского отделения СХ Иван Грищенко подписал с этими же застройщиками инвестиционное соглашение на 18 млн. рублей, по которому художники передавали девелоперам два земельных участка (12 соток на улице Репина и участок на улице Володарского), а те — ставят в мастерских пластиковые окна.

Впоследствии это соглашение было отменено Национальным союзом художников Украины, который до сих пор был и остаётся собственником имущества, которое мы не раз упоминали в этой статье.

 

Помещения, которыми пользуются художники Севастополя

Но севастопольские застройщики не останавливаются.

Зачем стесняться?

В беседе с ForPost предприниматель-застройщик Александр Приходько откровенно сказал, что он претендует на имущество украинского Союза художников, которым сейчас пользуются севастопольские художники.

«У нас целый проект был. На улице Репина мы хотели построить 100-квартирный многоэтажный дом, а рядом — 2-3-этажная эспланада, где 3 тысячи „квадратов” мы отдаём под выставочный комплекс и мастерские художников. На улице Володарского, где мастерская Чижа, ставится шикарный 4-5-этажный дом. Двор отдаётся под скульптуры, два первых этажа — под мастерскую Чижа и музей, а оставшиеся этажи с мансардой — под апартаменты», — рассказал ForPost о планах на имущество художников Александр Приходько.

От вопроса по поводу покупки квартиры для Яны Чиж для лоббирования решения об отчуждении имущества застройщик ушёл, но сказал, что действительно тратил очень большие финансы на Союз, чем, по сути, подтвердил подлинность сведений из «служебной записки» и «письма», которое мы опубликовали выше.

 

Где тут Киев?

 

Как выяснил ForPost, имущество, которым пользуются севастопольские художники, является собственностью частной общественной организации «Национальный союз художников Украины» (НСХУ). Подчеркнём, что до 2014 года это имущество никогда (!) не было государственным.

После событий Русской весны НСХУ сохранил за собой право собственности на объекты.

Этот факт подтверждён Севастопольским бюро технической инвентаризации, департаментом по имущественным и земельным отношениям Севастополя и другими многочисленными структурами правительства.

 

Чтобы сохранить своё имущество, на что по законам РФ украинский союз имеет право, собственник назначил своего поверенного в Севастополе — Василия Минина, который, действуя на основании генеральной доверенности, распоряжается имуществом НСХУ.

«Позиция Национального союза художников Украины проста. Лишать художников мастерских нельзя. В этих помещениях должны быть только художники и творческие люди. Украинский союз не собирается продавать это имущество никакому застройщику и не будет его никому отдавать. Мы согласно закону являемся собственниками, и наше решение — предоставить возможность творческим людям пользоваться этими помещениями без учёта принадлежности к любым творческим союзам России, Казахстана, Беларуси и так далее. Политическая ситуация поменяется, и мы, как и раньше, будем дальше нормально взаимодействовать», — рассказал ForPost Василий Минин.

 

Национализация

Однако застройщик Приходько и вставшие на его сторону художники (в частности, Анжела Моисеенко и Всеволод Сухоруких — дети того самого экс-председателя Анатолия Сухоруких), лидером которых сейчас стала Яна Чиж, убеждены, что имеют право забрать у Киева это имущество.

Для этого они направляют в правительство Севастополя множество писем (копии есть у ForPost) с просьбой национализировать объекты на улицах Володарского и Репина, поставить эти здания на государственный баланс города, а потом передать художникам.

 

«Киев не имеет права претендовать на это имущество. Потому что наши художники делают большие ошибки в своей жизни. Они перешли в Россию. Они сегодня с этим киевским имуществом должны обратиться в Союз художников России, передать им это всё, и оттуда начинать реконструкцию этих всех вещей. А мы уже должны не с художниками Киева общаться, а с российским художественным фондом, и надо делать московскую программу. Художники должны понять, что это не украинское имущество, а имущество России. А там идёт деребан. И они пытаются украинскими способами что-то разделить между собой. И не дают возможности развивать общество», — поделился своим мнением с ForPost Александр Приходько.

Яна Чиж, которая отказалась говорить про квартиру от Приходько, назвав это «сплетнями, которые долго живут», также считает, что имущество нужно отобрать.

«Та часть коллектива, которая защищает имущество и идёт по этому украинскому сценарию… Для того чтобы признать это имущество украинским, должен быть как минимум добросовестный собственник. За эти четыре года НСХУ никак о себе не заявил, не платятся никакие налоги в город, они никто и зовут их никак. Наше имущество сейчас не принадлежит никому. Оно было построено ещё в СССР и перешло в Украину по территориальному признаку — вот так и обратно его надо вернуть», — объяснила ForPost свою позицию Яна Чиж.

По её словам, она обращалась в правительство с просьбой забрать имущество, проще говоря — национализировать, но ей якобы отвечали только отписками. Поэтому она намерена обращаться в суд.

 

Странная схема от Москвы

 

На сторону севастопольских застройщиков стало и руководство Союза художников России. Секретариат Союза художников, найдя поддержку во всё той же группе мастеров кисти и резца, которой, по словам других художников, руководят Яна Чиж и Анжела Моисеенко, начинает "репрессии" в севастопольском отделении.

Сначала из организации незаконно исключают руководство городского союза — тех, кто отстаивают имущество и не дают его передать застройщику, — председателя Ольхова, упомянутого уже Игоря Шипилина (который в своё время блокировал передачу имущества застройщику), Алёну Минину — жену Василия Минина, поверенного от НСХУ, и Венеру Курмаеву.

Потом назначается выборное собрание, на котором председателем выбирают Анжелу Моисеенко, а её замом Яну Чиж, и на этом же собрании выносят главный вопрос — решение об обращении к губернатору Севастополя с ходатайством о передаче объектов недвижимого имущества на улице Репина.

Этим процессом руководила официальный юрист Союза художников России Елена Тулякова. Из систем раскрытия информации известно, что она является председателем нескольких строительных кооперативов, а в российских СМИ можно найти десяток публикаций, в которых Тулякову связывают с отбором имущества у художников по всей России и передачей этого имущества коммерческим структурам.

 

«Ну тупые»

 

По моему мнению, в этой истории очень хорошо прослеживается, что и застройщик Приходько, и "рекрутированные"  им художники, и почуявшие возможность что-то безмозмездно заполучить функционеры из Москвы действуют грубыми методами сообща, и вообще не скрывают своих намерений.

 

Отремонтированный выставочный зал

Любой, даже средней квалификации юрист за 5 минут на пальцах объяснит, что претензии на право владеть чужим имуществом, просьбы и требования забрать что-то у кого-то на вышеизложенных основаниях — ничтожны. А судебный иск с такими требованиями развалится даже на этапе подачи заявления.

Правительство Севастополя в лице ДИЗО уже ответило деятелям достаточно однозначно:

«У ДИЗО отсутствуют законные основания для рассмотрения вопроса включения в реестр собственности Севастополя помещений художественных мастерских на улице Репина, 21, и улице Володарского, 21».

Нелепыми выглядят и любые обвинения художников, которые реально сражаются за сохранение культурных пространств в Севастополе, в том, что севастопольская организация Союза художников России бездействует и не развивается.

 

Прогресс очевиден

 

Уже каждый второй житель города слышал про новый проект Союза — Центр творческих индустрий РАМА, где регулярно и совершенно бесплатно как для гостей, так и для участников проходят всевозможные творческие мероприятия. Руководителем проекта является Алёна Минина, видимо, за эти заслуги исключённая секретариатом из Союза художников.

За минувший год силами художников на развитие культуры и искусства в городе был получен один президентский и несколько молодёжных грантов, закуплено новое оборудование, отремонтирован выставочный зал, а бывший склад превращён в Арт-центр, в организацию привлекли более 4,5 млн. рублей. И это только начало.

Отбиться бы только от застройщиков.

Сергей Абрамов

Фото автора

и Севастопольского отделения «Союз художников России»

Читайте также: