вт, 01/03/2022 - 19:14

Если поезда, как прежде, придут в Крым с севера…

Восстановление старого железнодорожного пути на материк оказалось куда ближе к реальности.

Освобождение Северной Таврии и дальнейшее продвижение русских войск на северо-восток от Крыма пробивает блокаду, действовавшую с 2014 года, когда нормальной связи полуострова с материком не стало.

Уже чинится Северо-Крымский канал, по которому в скором времени пойдёт днепровская вода. И значит, опять оживут степи Северного Крыма.

Но появилась надежда и на возвращение поездов меридионального направления. Через Перекоп и дальше на север, о чём уже всерьёз говорит глава крымского парламента Константинов.

«С теми регионами Украины, кто очистится от нацистской заразы, мы восстановим самые тесные дружественные отношения. В том числе и железнодорожное сообщение. Мы в Крыму в этом крайне заинтересованы, поскольку, когда для железнодорожного транспорта с территории нашего полуострова откроется северное направление, Крым впервые в своей истории станет транзитным железнодорожным регионом. С запуском железнодорожного сообщения в направлении Украины у Крыма появляется новый путь для транзита пассажиров и грузов из южных российских регионов к причерноморским портам», — пояснил он.

Железнодорожный пролёт с севера на юг, от Петербурга до Севастополя, заработал в 1875 году. Тогда ветка из Крыма была соединена со станцией Лозовая, расположенной южнее Харькова, с континентальной сетью железных дорог.

С тех пор на протяжении 140 лет (с перерывом на Гражданскую и Великую Отечественную войны) действовало меридиональное сообщение «Петербург — Москва — Орёл — Харьков — Лозовая — Запорожье — Мелитополь — Джанкой — Симферополь — Севастополь». Во времена позднего СССР от Москвы до Симферополя скорый поезд шёл 22 часа, до Севастополя — 24. Кроме того из Джанкоя были ответвления на Евпаторию, Феодосию и Керчь.

Всё это закончилось в декабре 2014 года. К северу от Симферополя были ржавые рельсы, пролёт в полторы тысячи километров был остановлен на украинском полустанке Новоалексеевка в Херсонской области.

Когда Харьков будет окончательно освобождён (чего, похоже, недолго ждать), весь железнодорожный маршрут будет свободен от киевской или львовской власти. Настанет время восстанавливать пути и подвижной состав.

Мы помним, какую радость вызвал первый поезд «Москва — Симферополь», прошедший по Керченскому мосту 25 декабря 2019 года. Гудок локомотива, пришедшего с Большой земли после пяти лет железнодорожной блокады, забыть просто невозможно.

Теперь остаётся ждать, когда поезда, как это было прежде, придут в Крым с севера. Надеемся, что ждать придётся недолго.

В 2019 году любители и знатоки железнодорожного транспорта обсуждали, чисто теоретически, вопрос, как с восстановлением царско-советского меридионального хода перераспределится нагрузка между двумя маршрутами в Крым — восстановленным прежним, через Лозовую — Джанкой, и построенным новым, через Ростов — Керчь.

Цифры назывались разные. От 30% через Джанкой и 70% через Керчь, до 50 на 50 и даже до 70% пассажиров и грузов по восстановленному старому маршруту. Ибо все расчёты упирались в неизвестное «Х»: что будет на украинском участке пути. Ведь были разные варианты: от умеренно враждебного по образцу 1991-2013 годов до совсем уже невозможного по образцу 2014 года.

Вариант, когда поезда пойдут свободно — без бандеровцев, пассконтроля и таможен (а украинская таможня — это всегда было нечто) — даже не рассматривался по причине своей нереалистичности.

Но вот самый оптимальный царско-советский маршрут поезда «Москва — Севастополь» оказался куда ближе к реальности, чем думалось в самых смелых мечтаниях.

Максим Соколов

Читайте также: