ср, 17/11/2021 - 15:33

Эксперт назвал причину массовых драк с участием мигрантов, которые волной прокатились по стране

«Эти люди пережили психологический слом», — считает автор книг о войнах на Кавказе.

Последние недели из российской повестки не выходит тема конфликтов россиян с мигрантами. Несколько драк было снято на видео, они широко разошлись в социальных сетях. Причём сразу несколько конфликтов произошло в московском метро.

Серия межнациональных драк

Об одной из таких драк СМИ сообщили 15 ноября. По словам очевидцев, одна из пассажирок попросила выходцев с Кавказа вести себя скромнее, но в ответ гости столицы стали её оскорблять. За женщину вступились другие пассажиры, после чего началась драка, которая завершилась бегством зачинщиков.

Более громким инцидентом стала драка, произошедшая 4 ноября в микрорайоне Новые Ватутинки в Новой Москве, где компания из четырёх человек избила мужчину, который гулял с ребёнком. Конфликт привёл к федеральному скандалу, в рамках которого схлестнулись мнения руководителя телеканала RT Маргариты Симоньян и главы Чечни Рамзана Кадырова.

12 октября на Таганско-Краснопресненской линии метро Москвы трое мужчин, как сообщают СМИ, опять же проявили агрессию в отношении женщины, после чего за неё заступились другие пассажиры.

А 4 октября трое мужчин избили москвича Романа Ковалёва в вагоне поезда, следовавшего до станции «Первомайская». Конфликт также начался после того, как пассажирка попросила шумную компанию вести себя тише. Ковалёв заступился за девушку и пострадал сам, передаёт «Москва24».

Российские издания сообщали о ещё нескольких конфликтах, причём сценарии этих драк подчас оказываются похожими. Выходцы с Кавказа якобы начинают агрессивно себя вести или очень громко разговаривать. Им делают замечание и в ответ получают оскорбления. И уже тогда к конфликту подключаются другие люди, что подчас приводит к жестоким дракам. И драки последнее время фиксируются не только в метро.

Читайте по теме: Побоище с мигрантами: местные жители сожгли бытовки вместе с людьми

Реакция властей

Также примечательна реакция полиции и российских властей. О случае с Романом Ковалёвым министр по национальной политике Дагестана Энрик Муслимов сказал, что нападавшие дискредитировали молодёжь республики. Позже агрессоров заключили под стражу, а пострадавший получил внимание первых лиц столицы: мэр Сергей Собянин приехал к Ковалёву в больницу и дал распоряжение выплатить москвичу два миллиона рублей.

В то же время глава СК Александр Бастрыкин также навестил молодого человека и вручил ему медаль «Доблесть и отвага» за то, что тот заступился за девушку.

Кроме этого, широкий охват видео с драками запускает целую волну дискуссий, что обостряет отношения между разными национальностями в России и вопрос, связанный с приезжими рабочими.

Однако становится непонятно, почему именно сейчас подобные конфликты попали в фокус внимания общества, властей и СМИ? Неужели раньше подобных драк было значительно меньше?

В чем первопричины?

С этими вопросами ForPost обратился к журналисту, автору книг о войнах на Кавказе «Кинжалы и гранатомёты. История войны на Северном Кавказе (XVIII–XXI вв.)» и «Хребты безвременья» Денису Колчину. Он ответил, что подобные конфликты происходили всегда, но сейчас такую широкую огласку получили, возможно, из-за распространения смартфонов и мессенджеров. А власти просто не могут не реагировать на эту проблему:

«Межнациональная тема всегда была болезненной для властей. Такие конфликты старались разруливать, ведь это угроза внутреннему спокойствию в стране».

Вместе с тем Колчин объяснил саму причину возникновения таких конфликтов, которые, по его мнению, восходят к развалу СССР и изменению социально-экономической структуры в Кавказском регионе:

«У любого кавказского народа есть жёсткие внутренние правила, которые касаются религии, быта, общения с представителями других культур и так далее. Советская власть в своё время научилась находить консенсус в этом вопросе. Своеобразный компромисс был найден после 1950-х годов, когда были возвращены из изгнания чеченцы, ингуши, карачаевцы… Но на смену Советскому Союзу пришли 1990-е годы, и устоявшийся порядок рухнул, оставив представителей кавказских народов и других национальностей, населявших Россию, наедине с вопросом "Что делать дальше?"».

На заработки

Колчин указал, что Кавказский регион после развала СССР понёс серьезный экономический и социальный урон, который вызвал довольно масштабные миграционные процессы.

«Произошёл отток квалифицированного русского и местного населения на север: в Москву, Петербург. И их место в северокавказских городах заняли другие люди, в том числе те, кто приехал из горных районов, потому что там тоже начались проблемы. Эти люди в первую очередь поехали в Грозный, Махачкалу, Хасавюрт, Нальчик. И произошёл ускоренный психологический и цивилизационный слом: люди, жившие в горных районах и придерживающиеся консервативных норм, оказались в новых условиях.

Это их дезориентировало. Они пытались сохранить черты своего сельского быта, поэтому можно говорить о том, что именно в то время в этих крупных городах сформировались сельские землячества. Причём миграция была не только в города, но и на равнины, ведь на основе пастушьих хозяйств возникло много населённых пунктов вокруг городов и в пригородах, и они вообще не были нигде зарегистрированы», — рассказал эксперт.

На этом фоне началась первая чеченская война, которая переросла в большую кавказскую войну, когда военные действия распространились на Ингушетию, Дагестан и Кабардино-Балкарию. Россия в итоге взяла контроль над ситуацией, но с экономической точки зрения мало что улучшилось, отметил Колчин:

«Тогда представители кавказских народов, чувствуя себя частью империи, как и в старые добрые времена — при советской власти или в царской России, — возродили так называемое отходничество. Это когда ты из своего региона отправляешься в другие регионы империи на заработки. В царской России они ездили на Волгу, Закавказье, где включались в ремесленные местные практики. При советской власти это превратилось в знаменитые строительные шабашки. За счёт этого в эпоху советской власти и сформировались крупные кавказские диаспоры в Западной Сибири на газовых и нефтяных промыслах, в Восточной Сибири на золотых промыслах, в Якутии на алмазных промыслах.

А в наше время данный процесс произошёл уже в третий раз, ведь эти люди снова были вынуждены ехать зарабатывать. Для многих кавказских семей переезд из горных местностей в города в 1990-е годы был по сути транзитом, и через какое-то количество лет люди поехали дальше: в Краснодар, Ростов, Астрахань, в Москву, на Север, на Урал — опять-таки потому, что им было куда ехать, ведь там уже были диаспоры».

Психологический слом

Собеседник ForPost объяснил, что люди, которые сейчас приезжают на заработки, например, в Москву, зачастую являются детьми тех, кто после развала Союза переехал из горных районов в Махачкалу, Грозный и другие города региона, пережив психологический слом:

«И вот эти дети — второе, третье поколение, — оказываясь в крупных российских городах, тоже переживают психологический слом. Они из одной культурной среды попадают в другую, и это, с одной стороны, провоцирует пересмотр консервативных норм, которым они следовали раньше, а с другой стороны провоцирует конфликты с окружающими».

Читайте по теме: Кадыров раскритиковал Симоньян за хайп «на кавказцах»

Семён Гринберг

Теги:
Читайте также: