Строительство республиканского приюта для обездоленных так затянулось, что до сих пор не начато. Бездомных инвалидов с гниющими и обмороженными конечностями с крымских улиц спасают волонтёры и небезразличные прохожие. А работоспособные бомжи — находка для реабилитационных центров, где они — недорогая рабсила.
Не для слабонервных
Зимой грязные, в оборванной одежде бездомные на теплотрассах, набережных, вокзалах — пока крымская реальность. Только за две первые недели января в крымском сегменте соцсетей появился с десяток призывов о спасении бездомных. Сердобольные очевидцы призывают чиновников решить вопрос и не оставаться в стороне.
С наступлением зимы шансы бродяг выжить на улице снижаются, как и температура за окном. Обморожение конечностей — путь к гангрене, далее ампутация, затем вторичная, а после, как правило, заражение крови и чаще всего верная смерть, которая останавливает жуткий перформанс.
Срабатывающий на автоповторе с появлением новых действующих лиц «спектакль» мог бы остановить государственный приют для бездомных, но такого в Крыму нет. Есть несколько небольших частных приютов, реабилитационные центры и НКО, которые в силу своих возможностей помогают бездомным не погибнуть на улице, но об этом чуть позже.
Государство поможет, но только когда?
Вопрос о строительстве государственного приюта в Крыму поднимается с 2016 года. Изначально планировалось, что специализированное учреждение построят на окраине Симферополя — в Каменке.
В 2016 году была выделена земля. Однако позже оказалось, что частично она находится в собственности у третьих лиц. Когда после долгих судебных разбирательств и ликвидации кадастровых накладок споры были решены, восстали жители Каменки, давшие понять, что не намерены терпеть приют рядом со своими домами.
Читайте по теме: Коронавирус обеспечил крымского бомжа жилплощадью
Поиски альтернативного участка ни к чему не привели: ни в Симферополе, ни в районе такого не оказалось. И чиновники были вынуждены вернуться к разработке старых территорий в Каменке.
«В конце прошлого года земля была оформлена, и сейчас мы уже занимаемся проектно-сметной документацией и поиском строительной компании», — рассказал ForPost директор ГКУ РК «Симферопольский дом помощи для лиц без определенного места жительства» Константин Бабак.
В Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым ForPost подтвердили, что как только документация будет разработана и пройдёт все необходимые согласования, долгожданному строительству будет дан старт.
Однако уточнить, когда всё же приют сможет заработать, нам не смогли. По мнению Бабака, ждать максимум два года.
Нужен был «ещё вчера»
Если приют распахнёт свои двери, то крышу над головой смогут обрести 60 человек. Правда, обитель будет временной — пока бездомный не пройдёт реабилитацию и не получит российские документы.
Обычно на всё уходит от трёх месяцев до полугода, но порой затягивается и на год-полтора. Попасть в социальный приют смогут все желающие крымские бездомные, однако преимущество будут отдавать инвалидам и пожилым людям.
Жить в казённом учреждении придётся по правилам: соблюдение порядка и главное — никакого алкоголя.
По официальной статистике, в Крыму около 70 бомжей. Подсчёт ведётся только при обращении бездомных в государственные структуры, хотя считают и тех, кто оказался в поле зрения госслужб.
«Но дело в том, что через нас проходят в основном только инвалиды и пожилые, а вообще бездомных немного больше. Сейчас приезжают люди с Севера, освобождаются из мест лишения свободы, как правило, у них жилья нет, они работают, а когда их увольняют, то они остаются на улице», — объясняет Бабак.
По данным волонтёров, курирующих бездомных, в Крыму бродяг намного больше — минимум 100 человек и это только в Симферополе. Сколько мигрировало на ЮБК — вопрос, но и без этих данных перекос в цифрах очевиден.
Эффекта нет
Как заявила ForPost председатель крымской общественной организации «Жизнь в твоих руках» Екатерина Горелкина, несостыковки в статистике и отсутствие специализированного учреждения для бездомных свидетельствуют о том, что Республиканский центр по работе с бездомными работает неэффективно.
«Основная потребность бомжей — крыша над головой и оформление документов. По факту приюта нет, а ни одному бомжу, по которому обращалась наша организация, чтобы они помогли оформить документы, реальная помощь оказана не была», — посетовала Горелкина.
В итоге общественники вынуждены пристраивать бездомных своими силами в небольшие частные приюты и реабилитационные центры.
«Очень важно, чтобы своевременно началось строительство приюта, для которого выделена земля и деньги», — подчёркивает общественница.
Нужны только рабочие
Между тем, по данным источников ForPost, работоспособные бомжи попадают в реабилитационные центры — для них это спасение. «Лечат» их работой и полным отказом от алкоголя, при этом подопечные получают крышу над головой, еду и максимум половину от заработанных, в основном на стройках, средств.
«Здесь людей учат заново жить, общаться с семьёй, обращаться с деньгами. Относительно финансов бездомных уже особо не надуришь. На каком-то этапе они, конечно, ничего не получают и полностью отдают весь заработок «старшему». Но после адаптации им дают максимум 50% от заработанных средств», — рассказывает наш собеседник.
Остаток уходит на оплату коммунальных услуг, покупку лекарств и одежды для обитателей ребцентров. Официально таких заведений единицы, но на деле их достаточно много — почти в каждом городе Крыма можно насчитать с десяток, и в каждом по 10-15 бездомных.
А вот пенсионеры и инвалиды с гниющими, обмороженными конечностями, неспособные работать физически, остаются под открытым небом — места в реабилитационных центрах для них находятся очень редко.
Читайте по теме: На центральной улице Ялты бомжи устроили «квартиру»
К реальной помощи по созданию домов милосердия готовы подключиться активисты. Директор крымской некоммерческой организации «Глобальная помощь» Андрей Кирейшин уже более 10 лет кормит бездомных в своей социальной столовой в Симферополе.
Пять дней в неделю в «кафе» бесплатные горячие обеды получают порядка 40 человек. Но это пока максимум чем могут помочь бродягам волонтёры. Но этого мало, так как поев досыта, бездомные возвращаются на улицу.
«Нужны ночлежки для бездомных, дома милосердия. У нас сейчас есть команда, готовая заняться, но для этого нужна государственная поддержка, чтобы было помещение, а уже общими усилиями мы сможем это всё наладить и помочь людям вернуться к достойной жизни», — с энтузиазмом делится с ForPost Андрей Кирейшин.
Чтобы спасти лежачих бездомных, волонтёры вызывают скорую помощь. В больницах их держат недолго, но для них это единственный способ продлить человеческую жизнь…
Юлия Михайленко
Обсуждение (3)
Многие бездомные не хотят в приют. Романтика и свобода желаннее, как ни странно.
to Mykola Sapronov: но есть и те,которые очень хотят ! Но про них легче говорить, что " они не хотят" (((((
Низкий поклон врачам и медсестрам и работникам скорой помощи, вынужденным по ходу своей работы постоянно с обгаженными маргиналами сталкиваться. Как-то довелось нюхнуть одного, когда девочки попросили помочь на каталку перегрузить. Это ужас! Чуть не блеванул несколько раз от этого ходячего ароматизатора