Севастополь

Что мешает Севастополю стать центром судостроения и судоремонта

Что мешает Севастополю стать центром судостроения и судоремонта

Проблемы и перспективы судоремонтной и судостроительной отрасли стали темой сегодняшнего заседания в стенах заксобрания Севастополя. Как подчеркнула глава комитета по экономике Татьяна Лобач, в преддверии утверждения Стратегии социально-экономического развития Севастополя этот разговор был необходим. Помимо депутатов и представителей исполнительной власти, в заседании приняли участие руководители судоремонтных и судостроительных предприятий города.

А в Стамбуле – лучше

По информации заместителя губернатора Ильи Пономарёва, сегодня в Севастополе зарегистрировано 116 предприятий, занимающихся судостроением и судоремонтом. Большая их часть относится к категории малых и средних. Лидирует отрасль и по количеству рабочих мест – в ней занято около 3,5 тысяч человек, или около 30% от всех занятых в промышленности города. Проект Стратегии предполагает к 2030 году увеличить совокупный оборот предприятий в 5,5 раз, а объем налоговых поступлений и число занятых – в два раза.

«Условия, аналогичные тем, в которых развивается Севастополь, имеют лишь Калининградская область и юг Приморского края – свободный порт Владивосток. Калининградская область за последние 10 лет продемонстрировала темпы роста экономики и ВРП, в 2-3 раза превосходящие общероссийские. Юг Приморья на наших глазах превращается в крупнейший индустриальный и интеллектуальный центр, центр доминирования России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Севастополь, по нашей оценке, может стать таким же индустриально-интеллектуальным и геостратегическим центром России в Причерноморье. Географическое положение Севастополя и технические возможности предприятий города позволяют вести строительство судов круглогодично. Кроме этого, судостроительная отрасль обеспечена кадровым потенциалом, который формирует Севастопольский государственный университет», – сказал Пономарев.

Последовавшие за этим выступления представителей предприятий прозвучали не столь оптимистично. Все они говорили о проблемах, которые осложняют достижение поставленных в Стратегии целей. Директор группы компаний «Техфлот» Алексей Малько напомнил, что севастопольцам приходится конкурировать не только с Калининградом, но «и с Турцией, и с Болгарией, и с Китаем».

«Если мы хотим конкурировать успешно, мы должны работать лучше. В Стамбуле, например, находится крупнейший в Средиземноморье кластер – в 2011 году там было более 50 доков. Это в пять с лишним раз больше, чем в Севастополе. Стоимость ремонта там ниже, скорость – выше, проблем с логистикой нет, с пограничниками и таможенниками – тоже. Так же в Румынии и Болгарии, если не считать украинские верфи, которые стоят без работы. И нам нужно считаться с тем, что существует глобальная конкурентная среда», – сказал он.

Дополнительные, но вполне объяснимые сложности создают санкции. Однако есть и проблемы неожиданные: выяснилось, например, что в Турции суда могут сразу приступать к ремонту, без каких-либо таможенных и пограничных формальностей.

«Все проволочки – это увеличение срока ремонта и цены. У нас приходит пароход – у него сутки стоят 5 тысяч долларов. Наша севастопольская таможенная служба работает хорошо, но есть Таможенный кодекс Евразийского союза, с которым нужно считаться. Поэтому можно иметь какие угодно станки, но не всё зависит от нас», – пояснил Малько.

Кадровый голод: от маляров до технологов

Руководитель «Сориус Судоверфь» Алексей Владимирович Сугак сообщил ещё одну интересную деталь: заход в Севастопольский порт обходится судам вдвое дороже, чем в порт Ростова-на-Дону. Плюс отсутствие причальных стенок и прочие «мелочи», которые никак популярности Севастополя не способствуют. Упомянуты были и пресловутый 44-ФЗ, из-за которого заказы получают ни на что не способные, но предлагающие лучшую цену конкуренты, и кадровый голод.

«У нас не готовят даже маляров, а взять человека красить или чистить судно просто так нельзя – у него должен быть диплом. Я уже не говорю о сварщиках и так далее. Технологов наши вузы вообще не готовят, и весь Юг России тоже. Получается, что специалисты по автомобилестроению есть, а по судостроению и судоремонту нет. Надо учитывать всё это в Стратегии, надо развивать подготовку кадров», – заявил Сугак и в качестве одного из способов решения проблемы предложил выделять предприятиям землю под строительство жилья: если бы квартира обходилась хотя бы значительно дешевле рыночной цены, для молодёжи это могло бы стать серьёзным стимулом.

«Зайдите в торговый центр – молодёжь с бирками в тепле продаёт простыни, и у них всё хорошо. А судостроение и судоремонт – это тяжёлая работа в грязи, в машинном отделении, в доке. Поэтому молодые сюда идти не хотят, – констатировал директор „Сориус Судоверфь”. – Нам самим приходится повышать привлекательность и предприятия, и города. Мы покупаем оборудование, у нас нет долгов по зарплате – в первом квартале средняя зарплата у нас 40 тысяч в месяц. А корпусники по 70 тысяч получат, если есть работа».

ООО «Фарватер С» сейчас переживает непростые времена: из-за позиции владельца арендованных им площадей на улице Индустриальной предприятие потеряло 61 аттестованное рабочее место и вынуждено «начинать всё с нуля» на новой площадке. Однако и его директор Сергей Прокопьев начал с проблем кадровых.

«В судостроении и судоремонте кадровый голод. Нет технологов, средний возраст рабочих составляет 65–70 лет: „Фарватер С” сохранил основной костяк завода „Металлист”. Я помню, как уничтожали судоремонт, потому что береговая черта была нужна только для стоянки яхт. И никто не думал о том, что через некоторое время и с яхтой нужно будет что-то делать, чтобы она не утонула…» – сказал он.

Разговор продолжался около полутора часов и, по общему признанию, получился содержательным и полезным. И Татьяна Лобач, и председатель заксобрания Екатерина Алтабаева заверили, что законодательный орган, которому предстоит утвердить Стратегию, учтёт мнение судостроителей и судоремонтников. В том числе и в той его части, которая касается сферы образования. А замгубернатора Илья Пономарёв пообещал, что приоритетной отрасли будет обеспечен режим максимального благоприятствования.

Ольга Смирнова

5690
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (29)

Profile picture for user КМД
3460

это должно было случиться-и это случилось. кадровый голод рабочих профессий!! НЕ ХОЧЕТ МОЛОДЕЖЬ ИДТИ К СТАНКАМ-В ЦЕХА И ДОКИ.лучше торчать на рынке.сплошные колледжи с чистыми ручками и неизвестно каким дипломом. наш город всегда/раньше-лет 30 назад/ был рабочим несмотря на то что был институт и 4 техникума. но-были еще и ПТУ-КУЗНИЦА РАБОЧИХ КАДРОВ. где это все сейчас? и решить эту проблему гораздо трудней чем кажется. нужны годы и годы чтобы вернуть молодежь в цеха и с/хозяйственные угодья. а ведь решение этой проблемы-это решение будущего города

Profile picture for user Линьков
32078

А.Малько- верю.
И.Пономареву- нет.
Для того, чтобы отрасль стала ведущей, нужно не оборот предприятий увеличивать, а создавать судостроительный кластер. В нем- консорциум, в состав которого бы вошли российские предприятия и банки. Затем создать льготные экономические условия и единый центр размещения заказов и т.д. Всем известна расписная стильная игрушка- матрешка, внутри которой вложены подобные ей куклы, только меньшего размера. Так, по моему мнению, должна быть расписана стратегия развития судоремонтной и судостроительной отрасли, с указанием вложений- кадровых и материальных. Тогда это будет и стильно и по-русски.

Profile picture for user Ластик
2499

Ни в СССР, ни при Украине, ни сейчас в РФ судоремонт не может составить конкуренцию судоремонту за рубежом.
Причины:
- большинство судовых механизмов импортные. Свои не производятся, или производятся уступающие по цене и качеству зарубежным. Следовательно: комплектующие - импортные. Доже судовая краска в РФ не производится.
- Что бы ввести импортные, нужно собрать 10500 документов и заплатить нехилую пошлину.
- захода в отечественные порты капитаны и судовладельцы боятся, как огня. Поборы всех портовых властей (таможня, пограничники, санинспекция, ветконтроль, фитоконтроль и т.д).
- на это накладываются дебильные местные портовые правила, делающие судозаход ещё более дискомфортным.
- поборы агентских контор, которые при минимуме услуг хотят получить максимум прибыли.
- И только потом идёт хреновая организация труда и не всегда нормальное качество работ.
Если даже военный корабль ухитрились отремонтировать б/у комплектующими, то чего ждать на ширпотребе?

Долго и нудно пытаются сделать "свободную экономическую зону", но не понимают, что при этом нужно для такой зоны установить упрощёнку в оформлении судозаходов и офрмление запчастей.

Profile picture for user Иценков
7759

Мешают дураки и подлецы во власти. Уберите их и все наладится.

Profile picture for user Spaiderman
1534

приоритетной отрасли будет обеспечен режим максимального благоприятствования

Спасение утопающих дело самих утопающих. Одни слова, а на деле никто пальцем не шевелит, все порта Севастополя стоят инфраструктура разрушается, позор город у моря, даже каботажных переходов нет(((((((.

Profile picture for user Климеша
424

Может быть не хватает эмоционального накала, подъёма под названием -энтузиазм..

Profile picture for user ramzay
589

Да хватит уже про кадровый голод бредятину нести. Готова молодёжь работать и за станком и в доках. И людей с руками вполне достаточно. Нету только реальной работы с реальной оплатой. У меня и образование есть, и опыт, и здоровья, слава богу, хватает для тяжёлого труда. 2 года назад оставил на СМЗ резюме, на что получил ответ, что позвонят когда будет работа. Не позвонили до сих пор. Так что нет там ни заказов, ни перспектив. Только трындёж и очковтирательство. Что бы быдло поумилялось "возрождению промышленности".

Profile picture for user КРЫМЧАК
15396

Что мешает Севастополю стать....
Чего уже в славном городе не было: и "витрина", и столица, и город с которого начнётся настоящая Россия, и Сингапур, и-и-и-и........., чего уже только не было! И где это лучшее, качественное, комфортное и прочее, ГДЕ ??
Одни прожекты, а что за ними?? Пшик и пук испорченного воздуха, более ничего - БОЛТОВНЯ!! Благо язык без костей.

Profile picture for user Вячеслав Елисеев
737

с таким руководством ничего не возродится надо думать не о себе а об народе и благо страны и все получится

Profile picture for user masusimaru
222

to Вячеслав Елисеев

а руководство кушает, читает , усмехается...

Profile picture for user jaseur
807

Про заграницу:дешевле - не значит лучше, я видел заграницу и ее качество;согласен с ramzay:специалисты еще есть,хорошие;у нас
крутые сухие доки,про Стамбул не знаю.В 90-е все,что
можно было снять на Морзаводе,давным-давно в металло-
ломе,каждое утро вывозили тракторами с прицепами.
И еще удивило,что Лобач,соратница меняйло,при такой должности в ЗС,ларечница,позор.

Profile picture for user Flashpoint
248

Да хватит уже про кадровый голод бредятину нести. Готова молодёжь работать и за станком и в доках. И людей с руками вполне достаточно. Нету только реальной работы с реальной оплатой. У меня и образование есть, и опыт, и здоровья, слава богу, хватает для тяжёлого труда. 2 года назад оставил на СМЗ резюме, на что получил ответ, что позвонят когда будет работа. Не позвонили до сих пор. Так что нет там ни заказов, ни перспектив. Только трындёж и очковтирательство. Что бы быдло поумилялось возрождению промышленности .
Полностью согласен..Другой вопрос санкции,на большенстве судах стоят импортные механизмы.Ремонт которых не каждый специалист может произвести.Должны быть представительства иностранных компаний по ремонту двигателей,автоматике и т.д.

Profile picture for user Atlantic-3
1792

to Ластик (Севастополь) Ни в СССР, ни при Украине, ни сейчас в РФ судоремонт не может составить конкуренцию судоремонту за рубежом. Причины: - большинство судовых механизмов импортные. Свои не производятся, или производятся уступающие по цене и качеству зарубежным. Следовательно: комплектующие - импортные. Доже судовая краска в РФ не производится. - Что бы ввести импортные, нужно собрать 10500 документов и заплатить нехилую пошлину. - захода в отечественные порты капитаны и судовладельцы боятся, как огня. Поборы всех портовых властей (таможня, пограничники, санинспекция, ветконтроль, фитоконтроль и т.д). - на это накладываются дебильные местные портовые правила, делающие судозаход ещё более дискомфортным. - поборы агентских контор, которые при минимуме услуг хотят получить максимум прибыли. - И только потом идёт хреновая организация труда и не всегда нормальное качество работ. Если даже военный корабль ухитрились отремонтировать б/у комплектующими, то чего ждать на ширпотребе? Долго и нудно пытаются сделать свободную экономическую зону , но не понимают, что при этом нужно для такой зоны установить упрощёнку в оформлении судозаходов и офрмление запчастей. Всё верно!


А по статье -- бла, бла, бла. Ни хрена у нас не будет. По крайней мере в обозримом будущем. Выше товарищ Ластик почти всё описал. Если это исправить, то дело пойдёт. А так, мы на уровне чёрной Африки.

Насчёт кадров фуфел дядя толкает. В Харлингене, в заводе я простоял в общей сложности 6 месяцев. В 2001 - 1 мес, 2004- 4 мес, 2008-1 мес. Могу хоть немного судить эволюцию процесса. В 2001 был древний плавдок, а в 2004-м уже стационарный чудо-док! А работают там: греки, хорваты, литовцы,поляки, индусы, негры и т.д. Вообще нет нехватки рабочей силы. Просто начальство не грабит людей, а платит достойные деньги. А ещё я ремонтировался в Шанхае, Констанце, Стамбуле, Сингапуре. Везде люди работают неплохо. Больше всего мне понравилась работа "голландцев". Ну а у нас реально ж....

Profile picture for user Мекензи
27

О каких увеличениях объёмах налоговых поступлений мечтаете,если в судоремонте сплошной наемный труд который приносит 99.9% прибыли директорам ( ДАЛЁКИМ ОТ СУДОРЕМОНТА,ЭЛЕКТРИКИ ДА КРИЗИС МЕНЕДЖЕРЫ ПО ОБРАЗОВАНИЮ) ЛУЧШЕ БЫ СЕВДОК ВЕРНУЛИ В РОДНЫЕ ПИНАТЫ В СОСТАВ СМЗ УПЫРИ ПРИШЛЫЕ

Profile picture for user Андрей04
2388

Опять из пустого в порожнее. Пора бы успокоится и перестать говорить глупости. Мы как судостроение в обозримом будущем никак не рассматриваемся. Вопрос судоремонта упирается только в кадры и это правильно. Надо не мечтать, а начинать что то делать из того что можем.

Profile picture for user Шурин
2618

За что ж вы так Сугака? Он ведь Алексей, а не Игорь...
Кстати, он знает, о чем говорит -- несмотря на почти отжатый у него док, он старается и набирает заказы. "Сориус" наравне с "Персеем" и МИКом, пожалуй, наиболее работающие предприятия судоремонта

Profile picture for user Валик Круглов
544

мешают абсолютно нулевые чиновники,и безмозглые менеджеры.Имея такую базу-все просрать,это надо уметь!!!

Profile picture for user OTTON
412

У вас зарплату платят и кадровый голод! У нас на "Вертолётке"уже забыли,что это такое.Овсянников обещал к концу 1-го квартала полностью расчитаться с работниками,но обещать не значит выполнять,на дворе апрель 2017,а нам ещё за декабрь 2016г.должны,на заводе одни пенсионеры остаются и молодёжь на зарплату 10000-12000руб.(с выплатой раз в3-4 месяца)вообще не идёт!

Profile picture for user Helmet
1390

в Севастополе будут СМЗ и 13й для обеспечения нужд ЧФ. гражданский судоремонт никому не нужен. поэтому СМЗ даются налоговые льготы, все остальные побоку.
А на сегодня:
- практически невозможно набрать квалифицированных токарей, фрезеровщиков, сверловщиков;
- отвратительная банковская система с процентами, еще большими, чем на материке, а и там они грабительские. за какой, спрашивается, оборудование приобретать? свободных оборотных средств в таком объеме нет;
- невозможно нормально в структурах Правительства оформить в пользование земельный участок. элементарно около года не перезаключается договор аренды, что, в том числе, отрицательно сказывается на получении банковских кредитов;
- импортное оборудование, даже с учетом растаможки, все равно получается дешевле. вопрос почему;
и т.д.

Profile picture for user geka1980
1029

Пройдет немного время и даже 13й завод завянет, нет теперь перспектив даже там. Информация от знающих людей с КБ " Рубин"

Profile picture for user gevic
6529

….сегодня в Севастополе зарегистрировано 116 предприятий, занимающихся судостроением и судоремонтом. Большая их часть относится к категории малых и средних. Лидирует отрасль и по количеству рабочих мест – в ней занято около 3,5 тысяч человек, или около 30% от всех занятых в промышленности города.

Ох , стыдно читать о нашем «лидирующем «гаражном судостроении»! Как и о дефиците рабочих рук , которые в комплекте с головой. Может пока и это счастье, но просвета точно не видно. Работа у шеста и прилавка - сегодня и престижно, и доходно. Именно эти «градообразующие технологии» сегодня держат на плаву не только наш город. И это самая большая печаль. Чтобы не сказать - национальная драма.
Потому что на самом высоком уровне так и не родилось реальных подвижек в части профессионального образования и перспектив специалистов отрасли.

Не помогает нам и родная спрутрообразная «законодательная база» со своим неукротимым и непролазным админаппаратом.
Наверное, потому что привычно работает строго «по закону и понятиям» - на свой «портфель откатов и заносов». И , это значит, что мы уже на много лет отстали. Потому как
….В Стамбуле, например, находится крупнейший в Средиземноморье кластер – в 2011 году там было более 50 доков. Это в пять с лишним раз больше, чем в Севастополе. Стоимость ремонта там ниже, скорость – выше, проблем с логистикой нет, с пограничниками и таможенниками – тоже.
…..в Турции суда могут сразу приступать к ремонту, без каких-либо таможенных и пограничных формальностей.

Profile picture for user Владимир Ну очень Мудрый
5344

А как там насчет заложенной в Генплане идеи переноса СМЗ в Инкерман? Разрушить оставшееся и начинать с нуля? По сути, это-крест на судостроительной отрасли и судоремонте. Какой идиот выдавал техзадание на разработку Генплана?

Profile picture for user kir123
112

чтоб был судоремонт нужно чтоб был флот, которого в перспективе не предвидится, так что забудьте, а конкурировать с зарубежными верфями не получится по причине описанной выше, плюс Крым под санкциями, даже со стороны РФ.

Profile picture for user Линьков
32078

Владимир Ну очень Мудрый (Севастополь)
Добрый день.
Дам две ссылки, из которых видно, что южная площадка СМЗ в Инкерман не переносится. Это не исключает ее развитие.
Первая
http://севархитектура.рф/genplan/project/doc009
Вторая
https://image.slidesharecdn.com/sevastopol20160714v0-160714110439/95/-48-638.jpg?cb=1468494310

Profile picture for user БаслеЗавр
849

ЗАРПЛАТА!!! ЗАРПЛАТА!!! В размере аж целых 7 - 15 тыщ рабочим специальностям мешает развитию Севастополя!!!!

Profile picture for user chulkov
1476

Какие-то скучные все.
По судоремонту - задача каким-то образом перетянуть клиентуру со сложившихся рынков.
Каким?
Технологии новые есть, чтобы быстрее, качественнее, дешевле? По моему, ставка только на "дешевле".
По судостроению мыслей вообще нет. На сложившихся рынках пробиться просто не с чем.
Здесь только инновационный продукт может вытянуть.
Например волновые энергетические установки работоспособные никто в мире сделать не может или суда с грузоподъёмностью в разы больше существующих.

Profile picture for user dancha7
2317

to БаслеЗавр (Севастополь) ЗАРПЛАТА!!! ЗАРПЛАТА!!! В размере аж целых 7 - 15 тыщ рабочим специальностям мешает развитию Севастополя!!!!
Ну, а что делать? Зарплата вряд ли вырастет, дай бог, чтобы не упала. А в космической разведке ЧФ - 12 тыщ., это как Вам? И на тебе - огромная ответственность перед флотом и перед страной.
И Ты целые сутки на боевом дежурстве ОДИН с космосом, считай, с самим богом на короткой ноге. Оно того стоит, поверьте, не дадут мне соврать мои коллеги по недавней моей службе в космической разведке ЧФ, огромный им привет, кстати!
Всё для нашей любимой России.
С праздником!
Председатель региональной общественной организации "Легендарный Севастополь" капитан 2 ранга в отставке, а в недавнем прошлом матрос (по штатной должности) космической разведки ЧФ Александр Данченко

Profile picture for user Красный
152

Информация Пономарева И. искажает всю проблему. "Проект стратегии предполагает увеличить оборот предприятий в 5,5 раз. Кадровое обеспечение дает СГУ." Пономарев И. обещал, что приоритетной области будет обеспечен режим максимального благоприятствования. Однако, самым поразительным является то, что единственное предприятие в регионе, способное разрабатывать документацию на ремонт, переоборудование и строительство кораблей и судов - ГУП ЦКБ "Черноморец", даже не пригласили на обсуждение данной проблемы!!! ЦКБ "Черноморец" в 2017 году исполняется 70 лет..., а ведь это более 600 готовых рабочих мест для инженеров и проектировщиков! Перспектива для корабелов-выпускников Госуниверситета немеренная - направлять туда на практику, стажировку и в перспективе на работу лучших! Места готовы для работы, однако, Правительство Севастополя в лице руководителей некоторых структур делает все, чтобы уничтожить эти рабочие места и предприятие в целом... Уничтожение заключается в том, что предприятие заставляют переехать в развалины Севморзавода! Стоимость этой аферы более 200 млн. руб.... Ни о каком серьезном развитии судоремонта и судостроения речь не идет, так как большинство предприятий, занятых в судоремонте так или иначе вынуждены обращаться в ЦКБ за документацией, а его после переезда просто не будет, так как говорится "ОДИН ПЕРЕЕЗД РАВЕН ДВУМ ПОЖАРАМ"! Исходя даже из этого, становится ясно, что развивать судоремонт и судостроение никто не хочет. Нужен дерибан имущества, в частности здания по ул. Б.Морская, 1 и распил выделенных средств на судоремонт. Говорить о развитии судостроения и судоремонта без наличия серьезной проектной базы говорить бессмысленно!!! Стратегия развития судоремонта и судостроения Севастополя должна предусматривать сохранение и развитие проектной базы.

Главное за день

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
3
1001

«Корабль-призрак» не могут оторвать от причала Севастополя даже по суду

Простой уникального судна у причала уже обошёлся почти в 11 млн рублей.
10:02
9
2361

Севастопольские власти хотят взять реванш у местной туристической базы

В суде первой инстанции чиновники потерпели фиаско.
09:01
0
1538

Кому по карману элитная недвижимость в Севастополе

Стоимость домов со всеми удобствами исчисляется сотнями миллионов рублей.
20:02
23
5028

Участок у Карантинной бухты уверенно отходит военным

Региональное правительство во второй раз потерпело поражение в суде.
12:00
34
6197