чт, 23/11/2017 - 11:54

«Чем пахнут ремёсла». Севастопольский сапожник нашёл в работе смысл жить

Севастополец Евгений Белозуб – профессиональный мастер по пошиву и ремонту обуви. У него частичный паралич ног. Несмотря на инвалидность II группы, он работает: так он чувствует себя нужным этому миру.

В киоске, расположенном в районе дома №12 на улице Адмирала Юмашева в Севастополе, работает мастер по пошиву и ремонту обуви Евгений Белозуб. Здесь на 10 кв. метрах восемь часов в сутки, семь дней в неделю – без праздников, выходных и перерыва вот уже 11 лет он ставит набойки, меняет подошву и делает всё возможное, чтобы подарить старой обуви вторую жизнь.

Для рубрики «Чем пахнут ремёсла», посвящённой людям, которые выбрали свою профессию как образ жизни, трудно найти более достойного героя. Из-за частичного паралича обеих ног Евгению дали вторую группу инвалидности. При таком диагнозе обычно сидят дома. Но он работает, так как считает своё мастерство единственной возможностью чувствовать себя востребованным в обществе. В беседе с ForPost мастер сказал, что в работе он нашёл один из смыслов жить.

Тепло, светло и пахнет гуталином

ForPost узнал о Жене от горожан. Севастопольцы, которым он чинил обувь, хвалили его за ответственность и качественную работу. Я пришла к киоску вечером и аккуратно постучала по стеклу. Жене понадобилось несколько минут, чтобы подняться со стула и подойти к окошку. Мы познакомились, и он, хотя и с настороженностью, но пустил меня вовнутрь.

В маленьком помещении было тепло, светло и пахло гуталином. На полках у стены в пронумерованных ячейках стояло множество пар обуви. Над дверью – несколько икон. Женя сидел на стуле за небольшим столом, в его руках был кроссовок.

«Вот, делаю профилактику  – так называется смена подошвы на изношенной обуви», — сказал Евгений.

Евгению Белозубу сейчас 35 лет. Он родился здоровым ребёнком, учился в общеобразовательной школе, любил физкультуру – по ней всегда получал отличные оценки, занимался плаванием. Но в 10 лет стал жаловаться на слабость и боль в ногах. Врачи диагностировали парапарез нижних конечностей и сделали две операции. Лучше стало только на время, сейчас у него не сгибаются колени, а реабилитация не даёт результата.

Профессиональный мастер

«В школе я видел, что мои сверстники стремились быть юристами, экономистами и финансистами. Работать руками никто не хотел. Тогда у меня уже были проблемы со здоровьем, и я принял решение быть мастером обувных дел», – говорит Женя.

После окончания школы он поступил в Луганский техникум-интернат для людей с ограниченными возможностями. Учился там три года, а возвратившись в Севастополь с красным дипломом, устроился в одну из фирм, где шили обувь для занятий бальными танцами.

«Одни мастера делали заготовки, а я собирал их в обувь. Работать нравилось, но я вынужден был уволиться, так как ездить нужно было с Юмашева на улицу Коли Пищенко, а для меня это была проблема», – вспоминает Женя.

С его диагнозом обычно люди передвигаются в инвалидной коляске, но Женя от неё категорически отказывается. Говорит, что ходьба хоть и даётся с трудом, но позволяет хоть как-то передвигаться и «держаться на плаву». 

Мечты сбываются

Евгений Белозуб искал работу недалеко от дома, но с работодателями ему не везло. Говорит, часто среди владельцев киосков по ремонту обуви ему встречались пьяницы, а Женя не мирится с алкоголем и безответственностью.

Родители, наблюдая за стараниями сына, помогли ему открыть своё дело. Тогда ещё 69-летний отец стал ногами Жени и без устали обивал пороги городской администрации и других инстанций. После согласования установки ларька в отделе градостроительства и архитектуры, в санитарно-эпидемиологической службе, отделе МЧС и множестве других органов, мечта сбылась – ларёк заработал.

«Мне было очень тяжело. Первого клиента я ждал и помню его и сейчас. Я понимал, что нужно время, но не ожидал, что его понадобится так много. Нужны годы, чтобы завоевать авторитет и доверие у людей. Я всегда делал и делаю на совесть, в работе использую только качественные материалы и никогда, как капиталисты, не гонюсь за количеством», – рассказывает мастер.

Он говорит, что раньше люди реже покупали обувь и носили одну пару несколько сезонов, время от времени сдавая её на профилактику. Сейчас ситуация изменилась – дешёвой обуви много, и горожане предпочитают её выбрасывать, а не сдавать в ремонт.

Несколько лет назад Женя, с психологической точки зрения, мог дать краткую характеристику хозяина обуви. Сейчас он эту способность утратил. Говорит, много китайской обуви, которая, скорее, свидетельствует о вкусе и материальном состоянии.

Главное в работе – качество

В окно постучали – пришла женщина. Женя снова поднялся с трудом и протянул в открытое окно отремонтированные сапожки. Клиентка оценила работу и с улыбкой поблагодарила мастера. Мы продолжили разговор.

Женя пояснил, что в этих сапогах, хоть они и дорогие, слетели набойки: «Дороги, сами понимаете», – сказал он и уточнил, что поставил на каблук исключительно дорогие материалы, что женщина ещё долго не придёт к нему.

«Хорошо ли это?»  – поинтересовалась я.

«Хорошо, потому что в работе главное – это качество. Своей работе я рад», – ответил Женя.

Елена Журавлёва

 

Теги:
Читайте также: