пт, 06/10/2023 - 11:27

Цены на бензин и дизель стабилизируют с 1 октября — нефтяники победили

Правительство России приняло решение восстановить топливный демпфер в полном объёме.

Правительство РФ решило вернуть прежние правила начисления демпфера нефтяникам и отменить запрет на экспорт топлива.

Это позволит окончательно стабилизировать рынок бензина и дизеля в РФ.

«Принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке. Это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом, сдержать рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции», — сказано в сообщении правительства от 6 октября.

Напомним, планы по введению пониженного коэффициента 0,5 с сентября привели к росту цен на топливо как на бирже, так и в мелком опте и рознице.

Само решение было продиктовано необходимостью снижения бюджетных расходов. Но оно ещё летом вызвало противодействие со стороны нефтяных компаний, которые с сентября получали бы вдвое меньше выплат по демпферу.

В итоге цены на бензин и дизель росли гораздо быстрее уровня инфляции.

Суть демпфера проста.

Если цены на внешнем рынке выше внутрироссийских, отечественные производители получают выплату из бюджета в качестве компенсации за продажу топлива внутри страны. Если наоборот — то они платят в бюджет.

Таким образом правительство стимулирует компании не гнаться за прибылью на мировом рынке, а обеспечивать страну топливом по приемлемым ценам.

Противостояние властей и нефтяников дошло до введения запрета на экспорт топлива и вмешательства ФАС. Но теперь, кажется, всё возвращается на круги своя.

Читайте по теме: Россия ограничила экспорт топлива: когда для нас появится дешёвый бензин?

Принятое решение ForPost попросил прокомментировать ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.

«Снимается ограничение на экспорт для производителей, коэффициент по демпферу возвращается на прежний уровень. При этом введена экспортная пошлина для предотвращения экспорта топлива перекупщиками. Таким образом, число экспортёров топлива в России сократится до нескольких, экспортёрами останутся только вертикально интегрированные компании (ВИНКи)».

По мнению Юшкова, это решение позволит стабилизировать рынок.

«Это, пожалуй, не назовёшь тонкой настройкой. Но это компромисс с нефтяными компаниями, результат договорённости о том, что они будут держать цены в опте и в рознице, а взамен получат прежний размер демпфера, отмену запрета на экспорт и эксклюзивные права экспортёров. Если посмотреть на всю историю с ценами на топливо в этом году, то нужно отметить, что в первой половине года перевешивала чаша весов с нуждами бюджета, но в ущерб нефтяникам и потребителям, теперь ситуация изменилась, и перевешивает чаша весов с нуждами нефтяных компаний и, как следствие, потребителей», — отметил эксперт.

Отметим, новость о решении правительства появилась, когда была почти дописана статья о проблеме противостояния на топливном рынке и попытке урегулировать стоимость топлива.

Естественно, многие суждения из этой статьи утратили актуальность.

Кроме одного.

Дело в том, что топливный рынок в РФ — это олигополия. И суть её в том, что несколько нефтяных компаний задают тон всему рынку. Они диктуют цены, они давят на власти, они имеют колоссальное лобби.

В комментарии ForPost к первому варианту статьи кандидат Михаил Беляев отметил, что пока государство в лице ФАС не будет принимать действенные меры по сдерживанию аппетитов монополистов, подобные ситуации будут повторяться.

Читайте по теме: ФАС возбудила первые дела из-за цен на бензин

Андрей Мединский

Читайте также: