вс, 13/12/2015 - 21:00

«Бывших» нельзя пускать во власть Севастополя,- Валерий Саратов, 18 марта 2014 года

Несколько дней назад стало известно о смерти экс-председателя городской администрации и экс-спикера горсовета Севастополя Валерия Саратова. Он скончался на 62-м году жизни в одной из клиник Москвы после неудачной операции.

Отношение к Валерию Саратову в городе остается неоднозначным, но он оставил свой след в истории Севастополя. После возвращения Крымского полуострова в Россию Саратов ушёл из политики.

Спецкор ForPost Дмитрий Осипенко нашёл интервью Валерия Саратова от 18 марта 2014 года. Они беседовали через два часа после исторической речи Владимира Путина и подписания договора о присоединении Республики Крым и города Севастополя к России. Мы вернулись домой, и никто не делил Севастополь на своих и чужих - все радовались вместе. Этот разговор стал последним интервью Валерия Саратова для ForPost. Оно так и не было опубликовано, затерявшись в гигабайтах электронного архива. Реплики Валерия Саратова из интервью выходят сегодня - многие его заявления оказались пророческими.

О том, почему Валерия Саратова не пустили 17 марта 2014 года на сессию горсовета

- Да, это правда, меня не пустили на сессию. Эти люди из «Севтроллейбуса», их вывел туда депутат (Юрий) Черников (экс-депутат горсовета Севастополя и бывший директор «Севастопольского троллейбусного управления», в разные годы член фракций «Партии регионов», «За Януковича» и «Коммунистической партии Украины», в настоящее время член президиума регионального политсовета «Единой России»), который стоял там и громко скандировал плохие лозунги в мой адрес. Я не скрываю, что я не уважаю таких людей, как (Дмитрий) Белик (экс-зам главы городской администрации Севастополя, освобожден от должности 13 мая 2014 года, в настоящее время вице-секретарь и член президиума регионального политсовета «Единой России») и Черников, но эта акция была направлена на меня, и связано это с тем, что я отстаивал и умею отстаивать свою позицию.

Об отношении к власти города, избранной на митинге Народной воли 23 февраля 2014 года



- Я, когда появился в городе Севастополе, и мы встречались с Алексеем Михайловичем Чалым (народный мэр Севастополя с 23 февраля 2014 года, и.о. губернатора Севастополя с 1 по 14 апреля 2014 года, с 21 сентября 2014 года спикер заксобрания Севастополя), и я ему высказал свою чёткую позицию - в городе Севастополе «бывших» во власти не должно быть. Я был главой горсовета, я был председателем горадминистрации, и сегодня никаких вопросов о том, что я претендую на какую-то должность, не стоит. Причина простая - я абсолютно уверен в том, что те, кто там работали, работать второй раз не должны. Я бы искренне хотел, чтобы Алексей Михайлович проработал в городе минимум три года, а желательно пять лет. Я считаю, что он сейчас пользуется очень большим доверием людей и, соответственно, имеет право проводить те реформы, которые он проводит, чтобы Севастополю было лучше жить.

О кандидатуре руководителя города в случае ухода Алексея Чалого с поста главы Севастополя

-Я считаю, что на место руководителя города, есть такое понятие «сити-менеджер», и, учитывая, что сейчас будет совершенно другое законодательство, я реально считаю, нужно пригласить руководителем из России какого-то молодого, продвинутого парня, лет 35-40, который где-то работает в областной администрации или в мэрии крупного города. Чтобы он приехал в город Севастополь. И городской совет должен заключить с ним контракт. Я долго работал и понимаю, насколько это всё сложно, тем более, новое законодательство, адаптация будет проходить минимум два года.

О своём решении вернуться в Севастополь после референдума 16 марта 2014 года

- Вы знаете, я – севастополец, и я имею на этот счёт чёткую гражданскую позицию. Всю свою жизнь я практически прожил в Севастополе и поэтому каких-либо колебаний, с кем быть, у меня не было. Вопросов не стояло: как только городской совет принял решение о том, что власть в Киеве нелегитимна, я написал заявление (об увольнении) с работы, это было сразу. Поэтому для меня эти вопросы не стояли и не стоят.

О происходящем в «Партии регионов» после 23 февраля 2014 года

- По Партии Регионов нужно делать чёткие срезы. Первый срез – это верхушка (Виктор) Янукович (экс-президент Украины) и его сотоварищи. Я должен объективно сказать, что когда Януковича выбрали президентом, он фактически сделал всё для того, чтобы развалить партию. Они собирали коллегиальные органы, они собирали политсоветы, это большая беда и оказалась большой проблемой для партии.

Второе – это наша городская верхушка, которая была назначена Януковичем, и которые вынуждены были проводить ту же самую политику. Когда партия начинает работать, в ней звучат разные точки зрения, но так как разные точки зрения не были нужны, то, соответственно, и партия не должна была работать, и она работала в режиме, когда руководитель администрации давал указания, что и как делать. Ни обсуждений, ни политсоветов не проводилось.

Третье и самое основное – это рядовые члены партии. Я скажу, что в Севастополе очень много честных и порядочных людей вошло в «Партию регионов» и, безусловно, они не виноваты, что Янукович, выйдя в президенты, на следующий день стал вести себя по-другому. Сложно давать оценку, когда человек говорит одно, а поступает по-другому.

Вот эта партия (отделение в Севастополе) сегодня, как ни странно, сделала всё, чтобы прошел референдум и были приняты те решения, которые сегодня приняты, и эти люди не должны отвечать за то, что происходит в Украине. Севастопольцы должны понять, что после суточного колебания «Партия регионов» чётко взяла позицию быть с народом Севастополя и позволила юридически оформить все решения, которые были приняты.

Политсовет, не имея на то снований, распустил партию. (Без основания) потому, что решение должно приниматься двумя третями конференции, это записано в уставе. Никакой политсовет распустить партию не может, и вокруг этого сейчас начались серьёзные бои. Потому что там все эти бывшие руководители (Федор) Рубанов (его имя упоминалось в СМИ, как организатора путча и ареста Алексея Чалого в Севастополе 24 февраля 2014 года), (Галина) Гордиенко (экс-глава аппарата севастопольской ячейки «Партии регионов») - они все вместе просто не хотят, чтобы партия сохранилась. Я давно знаю Владимира Андреевича Константинова, председателя Госсовета Крыма, и я у него спросил, как он к этому относится и что он собирается делать? Он сказал, что «Партия регионов» в Крыму работает и будет трансформироваться в соответствии с российским законодательством, и партия в Крыму не распускалась. Та компания, которая сейчас ведётся против меня, она в первую очередь связана с тем, что я считаю, что «Партия регионов» в Севастополе должна остаться и трансформироваться в соответствии с российским законодательством вместе с Крымом.

О критическом материале на канале «Первый Севастопольский» про коррупцию в администрации Валерия Саратова

- Я считаю это просто пасквилем и собираюсь подавать по этому поводу на владельцев канала в суд. Какие обвинения ставятся Саратову? Первое – это разбазаривание земель. Если кто-то в Севастополе скажет, где у меня есть какой-то участок отведенный… Этого просто нет, я этим не занимался, и ни одного вопроса по земле, как председатель горсовета, я не решал. Но глава администрации (Сергей) Куницын (председатель севастопольской горадминистрации с 2006 по 2010 год) считал по-другому, что все земли надо поделить, и он начал активно этим заниматься без городского совета. В результате того, что через городской совет решения не прошли, Куницын в последний месяц своей работы шесть с половиной тысяч гектар земли раздал своими распоряжениями, которые были незаконны. Когда меня назначили главой администрации, я всё это опротестовал в суде, и они долго, медленно, но всё это назад отыгрывали. Ни одного участка я не отводил и ни одного участка не разбазарил. Мы знаем, что «Первым севастопольским» владеют Белик и Черников, и то, что они сегодня показывают, - они опираются на ложную информацию.

О поисках работы и возможном возвращении в политику

- Вы знаете, к сожалению, я, работая чиновником, не накопил так много денег, чтобы сегодня не работать. Я очень хотел бы работать. Может, мне найдут работу в Крыму. Может, мне найдет работу бизнес Севастополя, но я ещё раз говорю, чтобы ни у кого не было никаких оговорок, я не хотел бы работать на какой-то должности в Севастополе по причине того, что от любой работы и от любой личности люди устают, и мне это прекрасно понятно.

Если кто-то завидует моей работе, поверьте, у меня была непрерывная война с Куницыным, и когда меня назначили главой администрации, возглавлял СБУ в городе Севастополе (Александр) Якименко (экс-глава СБУ, в СМИ появлялась информация, что с ноября 2014 года он находится в Севастополе), который сразу в своём окружении сказал: «Главная задача - снять Саратова». На меня непрерывно Куницын насылал проверяющие бригады. Три раза с Киева приезжали бригады, которые ходили, смотрели и так далее. Потом Якименко стал проверять, но никто ничего не нашел. Потому что за это время все власти, которые были, проверяли мою работу сто раз, и ни разу никто не сумел найти хоть одного момента, по которому можно подать в суд. Ни одного, в отличие от Куницына, при котором такие моменты измеряются сотнями.

О «земельном дерибане» в горсовете и взятке в миллион долларов

- Я считаю, что Дмитрий Анатольевич (Белик) непорядочный человек, потому, что я его знаю достаточно давно, и прямо скажем, что он в составе земельной комиссии все вопросы решал по земле в свою сторону. Второе: он тесно работал с Сергеем Владимировичем Куницыным, и мы однажды сидели с ним в аэропорту Симферополя, и он мне сказал, я не помню, как это предприятие называлось, кажется, «Эллада» (в настоящее время одноименную компанию называют основным бенефициаром получения в аренду лесных угодий Севастополя), или не «Эллада», которое, помните, над Балаклавой (имеет) 120 гектаров земли.

Вот он мне говорит: «Вот там сидят люди, уже дают взятку, половина у меня лежит в сейфе. Давайте, мы с вами это дело возьмём». Сумма называлась в миллион долларов. Я ему сказал нет: «Я никаких денег брать не буду и, учитывая, сколько у тебя детей, не советую и тебе». То есть, это человек, который всё время решал свои личные вопросы для того, чтобы решать все вопросы для того, чтобы иметь все земельные участки, в своих личных интересах (Дмитрий Белик был руководителем земельной комиссии во время председательства Валерия Саратова в горсовете).

О том, почему нельзя уследить за всеми случаями выделения земли горсоветом

Чтобы вы понимали, как проходят земельные вопросы в горсовете. На примере 10-й гимназии, вокруг которой сейчас сыр-бор (в январе 2014 года общественники обратили внимание надзорных органов на земельный участок 0,3 Га по адресу пр. Победы, 30-а на территории учебного заведения, который был передан ООО «Реком Юг» решением севастопольского городского совета (при Саратове в 2008 году) в аренду сроком на 25 лет под строительство 11-этажного здания). Вот наглядный пример, где стоит моя подпись, и на что мне указываю люди.

Безусловно, председатель совета, неважно, как фамилия, (Валентин) Борисов (глава горсовета 2002 - 2006 гг), (Василий) Пархоменко (глава горсовета 1998 - 2002 гг.), (Валерий) Саратов (глава горсовета 2006 - 2010 гг.), (Юрий) Дойников (глава горсовета 2010-2014 гг.) - они не могут проверить все вопросы по определению.  Для этого создается земельная комиссия, в которой 15 - 20 человек, которые выезжают на место, всё проверяют, смотрят.

Естественно, горадминистрация приносит документы, которые подписывает главный архитектор и управление земельных ресурсов. Депутаты проверяют, обычно зам (председателя горсовета) ведет эти земельные вопросы. Председатель горсовета обращает внимание, когда возникает какой-то конфликт или информация ворововства. Мне вот в первый раз показали, в 2008 году я подписал решение сессии - это ни одного вопроса не вызвало. Когда я выехал на место, на эту школу (гимназия № 10) посмотрел, хочу сказать, что с точки зрения формальной (документов) его (решение горсовета), наверно, действительно можно было принимать, ну не залазит она (строительная площадка) на територию школы. Но когда я (на месте) увидел, что решение дйствительно ошибочное, потому что организовать строительную площадку без ущерба школе там невозможно. Но на сессии идут сотни вопросов, и невозможно всё одному проехать, съездить. Поэтому еще раз повторю, на каждый вопрос по земле выезжают депутаты (земельной комиссии), они все это дело проверяют, смотрят.    

О желании восстановиться в статусе депутата горсовета (заксобрания) Севастополя

- Сейчас такой момент любопытный, когда (Дмитрий) Белик и (Юрий) Черников не пускают меня на сессии. Я всегда понимал и понимаю то, что когда человек работает, есть люди, которые его уважают, а есть люди, которые его ненавидят. Мне сегодня не за что себя упрекнуть, в том, что я, находясь у руководства города, хоть раз личные интересы предпочел интересам Севастополя.



О том, какой должна быть законодательная власть Севастополя

- Скоро лето начинается, но, я думаю, что осенью надо его (ставший заксобранием горсовет) переизбрать. Нужно выбрать новых людей. Я вам скажу одну такую вещь – Россия это федерация, и в ней нет единого закона, сколько там должно быть депутатов, это решается уставом города. И я могу сделать предположение, что в Севастополе нужно резко уменьшить количество депутатов. В Москве 35 депутатов, а у нас 76. Я считаю, что в данной ситуации должно быть, может быть, 35, может 25, но не более. И избирать туда надо только тех людей, которые не будут уже что-то там делить.

О предстоящей политической войне в Севастополе



- Я хочу сказать, что сейчас очень интересный момент, который мы переживаем, но на что я хочу обратить внимание севастопольцев. Если только неважно какого депутата начнут не пускать, потому что он сегодня имеет особое мнение от тех, кто сегодня имеет отношение к власти, – завтра это может плохо кончиться для Севастополя. Я могу честно смотреть людям в глаза и сказать, что моя позиция не менялась никогда. Ни когда было сложно, ни когда было трудно, - я ни разу не позволил убрать из города российские флаги, ни на демонстрациях, ни на митингах. Я всегда говорил, что они имеют право отстаивать своё мнение.

Вот вы спросите, а почему меня не пускают на сессии, когда я заявляю, что не иду во власть?

А потому, что они надеются, что им удастся всех наклонить, сделать так, чтобы люди молчали, а они решали свои вопросы, потому что иначе это не объяснить. Я уже сказал фамилии – (Дмитрий) Белик и (Юрий) Черников. То, что они не должны быть руководителями (в городе) – это сто процентов, потому, что, ещё раз говорю, Чалый – да, у него есть тот моральный авторитет, который позволяет руководить. А эти люди, на мой взгляд, не имеют никакого авторитета. Сегодня война объявлена не на жизнь, а на смерть, потому что они видят во мне помеху для достижения своих целей.

Беседовал Дмитрий Осипенко

 

 

Теги:
Читайте также: