Новости Севастополя
Безнаказанный застройщик держит в осаде соседей ради новой 10-этажки
Алексей Пита
Выкорчеванный в районе Казачьей бухты сквер, частично удавшаяся попытка строить прямо у братской могилы защитников Севастополя, застройка берега Голубой бухты (ForPost предупреждал, что это чревато прорывами на канализационных сетях, и не зря) – казалось, ООО «КБРСГ» (он же – «Стандарт-Строй», он же – «РБК-строй»), уже ничем не удивит севастопольцев.
Наивно думалось, что застройщику надоела борьба с горожанами, и дальше он будет аккуратнее в своих действиях.
Но оказалось наоборот.
Воодушевленный безнаказанностью, о причинах которой можно только гадать, застройщик нашёл новый способ показать, кто здесь главный. Причем циничное шоу разворачивается прямо под окнами офиса компании, руководство которой имеет возможность наблюдать за происходящим.
Тесное соседство
Управленцы «КБРСГ» базируются в офисной пятиэтажке на Брестской улице, 18б. У здания, которое также принадлежит владельцу «КБРСГ», общий двор с небольшой трехэтажкой по адресу Брестская, 20. Во дворе - детская площадка, парковка, зона для сушки белья и сараи жителей дома №20. Они были простроены как дровяные вместе с домом, у которого раньше не было центрального отопления.
«КБРСГ» (тогда еще – «Стандарт-Строй») решил пристроить к 5-этажке еще одно здание, в 10 этажей. На это у него есть разрешение – как обычно, 2013 года. С ним он и стал под строительный надзор в 2021 году.
Так выглядело строящееся здание в марте 2022 года
Как это может быть, ведь это – типичная точечная застройка, на которую вроде бы в Севастополе наложено вето?!
Да и постановление правительства Севастополя N 668 от 12 июля 2016 отменило действие украинских разрешений, если фундамент еще не построен?!
Однако ООО «Архитектурно-строительное бюро «Геометрия» в отчете от марта 2020 года утверждает, что построенный в 2013 году фундамент находится в хорошем состоянии. На основании этого отчета «Геометрии» Севстройнадзор взял под контроль строительство 10-этажного административно-офисного здания.
Скриншот ответа Севгостройнадзора на депутатский запрос Вячеслава Горелова и Татьяны Щербаковой
Вот только жители не видели этого фундамента ни в 2013-м, ни в 2014-м, ни в 2015-м и так далее годах. Строительство началось пару лет назад, утверждают они.
Как сам застройщик объяснит это «несовпадение», выяснить не удалось – звонки руководству компании были безуспешны.
Снос, стрела и стройнадзор
То, что в реальности видели жильцы, в строительные нормы никак не укладывалось. Практически всю зону отведенного участка заняло будущее здание, а вся техника работала уже за пределами границ стройки – во дворе, на городской земле.
Забор «КБРСГ» поставил соответственно – не в границах выделенной территории, а как ему удобно.
«Застройщик просто отгораживает полдвора, где люди парковали свои машины, доступ к сараям закрывает полностью – ни пройти, ни припарковаться. Ломают деревья. Вся техника тяжелая едет через двор, асфальт превращен в какое-то крошево, бордюр выкорчеван. Люди из подъезда выйти не могут, детской площадки нет, доступа к сушке белья тоже. Кран высотой с десятиэтажку – просто во дворе. Работают и в выходные, и в праздники, не соблюдая никакого шумового режима, – отбойные молотки, дрели, тяжелая техника. Полицию вызывали – но они продолжают себе дальше работать, как и работали», – рассказывают жильцы.
Однако всё это оказалось только прелюдией к следующему шагу: захваченной стройкой части двора не хватало, и «КБРСГ» стал сносить мешающие ему сараи – отнюдь не самострои, а вписанные при приватизации в техпаспорт объекты.
«Двор – это территория города. ГО-РО-ДА. Какое право имеет человек что-то сносить?» – возмущаются жильцы.
Они вышли и остановили технику, но около двух десятков сараев уже нет.
Кому-то предложили выкупить сарай за 20 тысяч рублей, кому-то – нет. Большинство услышавших предложение от него отказались, но они не исключают того, что какая-нибудь бабушка под угрозой «всё равно снесут» согласилась на деньги.
Однако на руках у застройщика оказался непонятный документ на право распоряжаться чуть не всеми сараями, говорят жители. И сносить, по их словам, он начал все без разбора, не считаясь с тем, что кто-то использовал сарай как кладовку, а кто-то – как склад товаров для бизнеса.
Несколько раз люди вызывали полицию, писали властям, но бульдозеры останавливали сами, телами преграждая им путь.
Последнему на этот момент сносу, 12 апреля, они противостояли вместе с депутатом Татьяной Щербаковой, к которой обратились за помощью.
«Такая точечная застройка, всплывающая ниоткуда, из украинских времен, висит над городом как дамоклов меч. Нельзя оставлять жителей с этой проблемой один на один», – говорит депутат.
«Татьяне Щербаковой – огромный респект, она за людей вписалась. Я даже удивился, что сейчас такое возможно», – рассказывает выросший в этом доме Алексей.
Уход в оборону
Единственный на сегодня итог – предписание Севгосстройнадзора до 28 апреля перенести забор в соответствии с границами участка стройки и убрать кран с общественной территории.
Но тогда технике не развернуться, и продолжать строительство, которое достигло уже 7-го этажа, невозможно.
«Чтобы разместить внутри забора строительную технику, застройщик должен взять в аренду еще участок земли. Но я не представляю, кто из ответственных лиц готов подписать документ, разрешающий высотному крану работать в 20-50 метрах от жилого дома? Кто ответит, если стрела крана упадёт на дом?» – говорит Татьяна Щербакова.
Что касается «купил сараи», продолжает она, то для этого продавец должен предварительно объект откадастрировать и поставить на учет в ЕГРН.
Конечно, этого не было сделано, и что за документы на руках у застройщика – большой вопрос.
Жильцы же, узнав о предписании Севгосстройнадзора (имеется в распоряжении ForPost), сами повалили забор.
«КБРСГ» поставил его заново – но люди повалили его опять.
Тогда работы, в том числе и высотного крана, продолжились без забора.
Вышедший во двор юрист застройщика заявил, что никакого предписания компания не получала – так описали жильцы ситуацию на 13 апреля.
«Отношение к людям руководства этой компании такое хамское, циничное, надменное, что я такого, честно говоря, никогда нигде не видел. Суд его не пугает», – говорит житель дома Алексей.
Он рассказывает: приезжали сотрудники МЧС, измеряли длину стрелы крана, и после этого кран все же убрали из двора.
А вот за сараи люди борются с раннего утра и до глубокой ночи.
Выглядит это так: на въезде во двор стоит табуретка, на которой день за днем непрерывно, по 2-3 часа каждый, сидят жители 20-го дома.
Напротив них – трактор, водитель которого ждет паузы в обороне, чтобы проехать во двор и завершить начатое.
О том, что снос сараев остается целью застройщика, жители узнали от самого тракториста, который, понимая несправедливость полученной команды, не стал скрывать ее от людей. Сейчас он уволен, и место в тракторе занял другой.
И тут вспоминаются севастопольские предприниматели, отказавшиеся рубить можжевельник в Терновке. Они понимали – цена работы иногда измеряется не деньгами, а совестью.
Светлана Косинова
Фото и видео: ForPost, Татьяна Щербакова, жители – владельцы сараев