Последний день апреля для севастопольских спасателей был очень тяжелым. Первый сигнал тревоги пришел из района Чертовой Лестницы на Южном Берегу Крыма. Спас-отряд выехал незамедлительно.
Активизация спортивно-туристической деятельности в горах Крыма в этом году пришлась на конец апреля. Скалолазы и альпинисты со всей Украины и их российские коллеги ринулись на прогретые солнцем скалы Южного Берега Крыма. Впервые за многие годы даже очереди на самые популярные маршруты выстроились. В субботу вызов спасотряда не обещал продолжения. Обычный, вроде срыв. И оперативная работа. Можно забыть и расслабиться.
В последний день месяца утром в Коммунальную аварийно-спасательную службу Севастополя поступил сигнал об аварии в группе восходителей на стене горы Мердвень-каясы. На маршруте «Подарок» 4-Б категории сложности лидер в группе заблудился, отклонился от классики и вышел с монолитной плиты на развалюху камней. Спортсмен вывалил на ногу огромный блок и сам сорвался вниз. Наблюдатели сразу вызвали спасателей.
Инструктор спасслужбы Сергей Плотицын отмечает, что падение камня вызвало травматическую ампутацию пальцев правой ноги, скальпированные раны голени и переломы костей. Решение было однозначным – поднимать страдальцв на вершину, а потом машиной доствить в больницу села Орлиного в Байдарской долине. Добраться к пострадавшему оперативно удалось благодаря внедорожнику спасателя-общественника Юрия Круглова. Мастер спорта, Снежный Барс, участник многочисленных спасработ в различных горных системах мира хорошо знает маршруты Крыма.
Спасатель Севастопольского отряда Евгений Ермаков рассказал, что после завершения спасработ и отъезда машины с пострадавшим было решено всем спасателям самостоятельно спуститься по Чертовой лестнице к старой ялтинской дороге и там ожидать машину. Но отдохнуть не довелось.
Второй сигнал тревоги поступил, когда спасатели сворачивали снаряжение. На вершину Мшатка-каясы ведет множество интересных маршрутов. Едва ли не самый популярный среди них – контрфорс Филатовой 3-Б категории сложности. Довольно монолитная скала, обилие естественных щелей и трещин для закладки страховочных элементов делают маршрут излюбленным местом тренировок альпинистов. Лидер связки на этом маршруте сорвался и пролетел по вертикали достаточное для тяжелой травмы количество метров. Наблюдатели подали сигнал тревоги. Спасателям не удалось даже упаковать веревки после первых спасработ. Тяжесть травмы не позволяла медлить. Вызвали подкрепление и приступили к организации транспортировки. Юрий Круглов уже отвез первого пострадавшего в больницу и прибыл как нельзя во время для организации новых спасработ. Падение на большую глубину, перелом двух позвонков, потеря сознания осложняли транспортровочные работы.
Сергей Плотицын считает, что и в этом случае транспортировка на вершину была оправданной. Срыв произошел на ключевой последней веревке. По мнению одного из ветеранов севастопольского альпинизма, инструктора спасслужбы Александра Ярунова причиной аварии является недостаточная подготовка спортсмена к маршруту такой сложности, преувеличение своих возможностей и отсутствие тренировок на естественном рельефе. Злую шутку со многими скалолазами играет привычка лазания на стендах с судейской страховкой. Но этом маршруте была необходимость устанавливать свои точи страховки. Сделано это не было вообще. Либо, недостаточно правильно. Спасатели – не следственный орган. Они могут всех тонкостей происшедшего и не знать. Их задача – снять страдальца со стены и передать медикам. В худшем случае, работникам прокуратуры. Они услышали только то, что обе группы участвовали в сборах днепропетровских альпинистов. Иные подробности всплывут позднее.
Еще одни спасработы, в предыдущую субботу, не менее сложные, но на грани юмора, сразу потерялись в масштабах аварий 30 апреля. Восходитель на маршруте «Крокодил» стены Кильсе-бурун особо не рисковал при срыве. Стационарные крючья надежны, свои точки установлены правильно. Вроде - летай сколько хочешь. Злую шутку сыграла экипировка и не совсем правильное размещение снаряжения на обвязке. Якорный крюк на карабине болтался сам по себе. При срыве спортсмен ударился о скалу тем местом, где нога теряет свое название и вогнал в это место тот самый крюк на 10 сантиметров. О продолжении восхождения речи быть уже не могло. Спасатели – большие юмористы. А иначе они бы и не выжили на своей работе. Передав пострадавшего врачам, они одновременно произнесли фразу «Нашел себе приключение на пятую точку».
Автору этих строк пришлось в сое время не раз пройти оба маршрута. Интересные варианты открылись после установки стационарных точек страховки. Можно уже было не брать с собой молоток и скальные крючья. Но закладные элементы требовали навыков обращения с ними. А навыки эти можно было обрести только на стенах. Под руководством опытных гидов.
Возникает вопрос. Почему спасатели-севастопольцы работали в зоне Южнобережья? Потому, что в Ялте спасотряда уже давно нет. И там просто некому идти на помощь. Есть и другие вопросы. Почему проведение сборов иногороднего альпклуба и совершение восхождений не обеспечивалось силами собственного спасотряда? Были ли зарегистрированы эти сборы и группы восходителей в спасотрядах Севастополя или Симферополя? Соответствовала ли реальная подготовка спортсменов заявленным маршрутам? На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Да и материальная сторона дела не маловажна. Две машины Севастопольского спасотряда (РАФ и УАЗ) отпахали по 30 лет по дорогам и бездорожьям, по горам и сугробам. Моторесурс отработали многократно. Выезжать на них уже крайне рискованно. Но на новую машину средств в бюджете не предвидится. Увы.
Владимир Илларионов
ветеран Севастопольского спасотряда











Недавно ПР пиарилась по поводу множественных региональных программ в севастополе, среди которых в т.ч."развитие физкультуры и спорта до 2016г". Отчего же деньги не дать действительно нужной коммунальной службе на машину и прочее или опять, как в случае с русским языком, "коммерческому елизарову" помогли ( то бишь самим себе.)
Внедорожник спасателя-общественника Ю.Круглова на тур.сезон заменит всю Госадминистрацию и ГорСовет. А они отбудут на каникулы. Большое спасибо Юра.Что значит-настоящая потомственная интелегенция!
у спасателей усталые, озабоченные лица.
Спасибо вам за тяжелый труд и дай вам Бог удачи!
По ходу, на этой лестнице впору стационар строить, чтоб не возить страдальцев далеко...
у спасателей усталые, озабоченные лица. Спасибо вам за тяжелый труд и дай вам Бог удачи!
Присоединяюсь, огромная благодарность за тяжелый, ответственный и опасный труд!
to Temp (Sevastopol) у спасателей усталые, озабоченные лица. Спасибо вам за тяжелый труд и дай вам Бог удачи! Присоединяюсь, огромная благодарность за тяжелый, ответственный и опасный труд!
Надо как с горнолыжников со всех групп брать страховой спасательный взнос. На финансирование дополнительное спасателей. Спорт рискованный.
Иногда может что бы спасти жизнь - вертолёт надо заказывать. А на это нужны бабки. Есть же в медицине золотой час. За час надо довезти до реанимации.
Спасателям респект и уважуха.
Властям вопрос - что нужнее Севастополю: бЛедовый дворец для хоккеистов или внедорожники с бензином для спасателей?!?
( у спасателей усталые, озабоченные лица. Спасибо вам за тяжелый труд и дай вам Бог удачи!)
100%
Спасатели молодцы! Ну а эти альпинисты куда лезут? Не уверен -не лазь..На тренажёр всех. Надо страховой взнос вводить.Спасателям и оборудование и бензин нужны. На голом интузиазме работают парни(спасатели).