Россия

Катастрофа Ил-76 в Ивановской области: что сейчас известно

При крушении военного самолёта погибли лётчики из Оренбургской и Тверской областей.

Катастрофа Ил-76 в Ивановской области: что сейчас известно
Фото:
Телеграм-канал 112
Фото с места крушения Ил-76 под Иваново

После крушения Ил-76 в Ивановской области 12 марта Следственный комитет России возбудил уголовное дело о нарушении правил полётов военных летательных аппаратов или подготовки к ним, повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Следователи уже изъяли документы об эксплуатации и обслуживании этого самолёта, уточнил «Коммерсантъ».

Хронология

О катастрофе транспортника стало известно накануне днём, её подтвердило министерство обороны РФ.

На его борту, по сообщениям Минобороны, были 15 человек: восемь членов экипажа и семь пассажиров — все погибли. Однако на месте крушения позже нашли 16 тел, — один пассажир был не зарегистрирован, сообщил мэр Оренбурга Сергей Салмин: 16 погибших, пять из которых были летчиками 117-го Оренбургского полка военно-транспортной авиации 

По уточнению депутата Госдумы от Ивановской области Михаила Кизеева, Ил-76 загорелся над аэродромом «Северный» возле Иванова и затем упал:

«Лётчики героически уводили горящее судно от жилых домов, и, к большому несчастью, совершили аварийную посадку в поле рядом с деревней Подталицы, не дотянув примерно 2 километра до аэродрома. Погибли все, кто были в самолёте: экипаж и пассажиры».

На месте происшествия власти создали оперативный штаб. Туда же приехал губернатор региона Станислав Воскресенский. Сотрудники МЧС провели поисково-спасательные работы и потушили пожар на месте ЧП, сообщило правительство Ивановской области.

Воскресенский поручил оказать всю необходимую помощь родным экипажа самолёта.

«Как сообщили в Минобороны РФ, в Ивановской области при взлёте потерпел крушение военный самолёт Ил-76. <...> Населённые пункты в результате происшествия не пострадали», — уточнило региональное правительство в своём телеграм-канале.

Нужен чёткий ответ

После катастрофы Ил-76 появились различные версии происшествия, которые официально не подтверждены: от попадания птицы в двигатель до разрыва роторной части двигателя старой модели Д-30.

Ясно одно, причина катастрофы — пожар одного из двигателей при взлёте самолёта, уточнило РИА Новости со ссылкой на Минобороны РФ. Однако почему начался пожар, сейчас неясно.

Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов, ранее руководивший Главным военно-политическим управлением Минобороны, высказал мнение: причиной крушения могла быть техническая неисправность, и речи о внешнем воздействии на Ил-76 нет.

«Сейчас что-то сказать, <выдвинуть> какую-то версию свою было по отношению к ребятам погибшим и их родственникам очень некорректно», — сказал ForPost член экспертного совета общероссийской общественной организации «Офицеры России», Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

По его мнению, из-за появления в публичном поле различных данных о катастрофе властям нужно «дать чёткий и ясный ответ народу — что же происходит у нас, почему падают самолёты».

Опытный командир

На борту Ил-76 были оренбургские лётчики, которые служили в 117 авиационном полку, — «настоящие Герои, которые до конца исполнили долг перед Родиной», сообщил губернатор Оренбургской области Денис Паслер.

Глава Тверской области Игорь Руденя рассказал, что на потерпевшем крушении самолёте находились и военные лётчики из региона, которым он руководит. Они — «настоящие профессионалы», которые «героически боролись за спасение машины и пассажиров, не допустили падения воздушного судна на жилые дома, гибели граждан на земле», отметил губернатор.

Командиром Ил-76 был Сергей Свешников. Пилот в совершенстве знал военно-транспортный Ан-12. Именно ему удалось посадить советский самолёт с неработающими двигателями в 2015 году в Челябинской области, пишет Mash.

Что известно об аэродроме

Аэродром «Северный», где расположен 610 Центр боевого применения и переучивания лётного состава (авиационного персонала военно-транспортной авиации) Минобороны РФ, уже попадал в сводки происшествий.

Там базировался самолёт Ил-22 с командным центром Вооружённых сил РФ, сбитый при попытке пригожинского мятежа 24 июня прошлого года. Тогда погибли восемь лётчиков, находившихся на его борту.

В мае 2023 года украинские военные планировали атаковать «Северный» дронами со взрывчаткой. Украинскую диверсионную группу, которая должна была совершить теракт, задержали сотрудники ФСБ и МВД России.

Там же 14 лет назад произошла авария с многоцелевым транспортным самолётом Ан-72. Тогда, к счастью, никто не погиб, вспоминает IvanovoNews:

«Во время взлёта у машины отказал один из двигателей и с высоты трёх метров она рухнула на землю... Восстановление машины потребует серьёзных затрат. У самолёта повреждены крыло и фюзеляж».

В 1982 году вблизи «Северного» потерпел крушение военный самолёт Ан-12 БК — находившиеся в нём семь членов экипажа погибли, сказано в «Книге памяти Ивановской области».

В ней же размещена информация о катастрофе Ан-12 Б в 1970 году: военно-транспортный самолёт разбился при заходе на посадку на «Северном» — погибли все шесть членов экипажа.

Причины крушений Ил-76

Множество катастроф Ил-76 — гражданского и транспортного назначения — привлекли внимание учёных, проанализировавших ЧП с этим самолётом.

Исследователи Олег Золотарев и Дмитрий Дьячков изучили 93 аварии и катастрофы с жертвами, которые случились в 1970-2018 годах с пассажирским Ил пяти моделей.

С Ил-76 произошла 31 авария и катастрофа, уточнили они.

По их данным, нет конкретных причин, сильно выделяющихся или доминирующих на фоне остальных. С Ил-76 случалось практически всё, что только могло случиться из-за технических неполадок и человеческих ошибок.

Однако большинство аварий и катастроф происходило при взлёте — 51%, при посадке и во время полёта — 27% и 15% соответственно.

Изучением аварийности транспортного Ил-76 занимались кандидаты технических наук Ольга Жабунина, Максим Никульшин и Сергей Путилин.

Они отметили: отсчёт аварийных падений этого самолёта ведётся с 1979 года — через три года после его принятия на вооружение в СССР и через 13 лет после начала разработки этого борта.

До 2017 года произошли 50 катастроф Ил-76 в СССР, России и зарубежных странах:

  • из-за военных действий — 13,
  • из-за плохих погодных условий — 5,
  • из-за ошибок экипажа — 23,
  • из-за технических неисправностей — 9.

Если исключить военные причины, то большинство крушений транспортников Ил-76 были обусловлены ошибками экипажа — 62%. А техническими неисправностями — только 24%, погодными факторами — лишь 14%.

Есть слабое место

Самолёту Ил-76 уже очень много лет — «от начала его проектирования до сих пор уже лет 45 точно прошло, если не больше», но он постоянно модернизируется, напомнил член экспертного совета общероссийской общественной организации «Офицеры России», Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.

«Раньше делали их в Ташкенте — на ТАПО (Ташкентском авиационном производственном объединении — прим.). А потом, когда каждое государство <после распада СССР> стало отдельным, строительство этих самолётов перенесли — сейчас они строятся в Ульяновске. В Ульяновске строится на ''Авиастаре'' уже Ил-476, то есть его перевели ''в цифру'', поставили новую авионику и новые двигатели ПС-90А, поставили моторы более мощные — по 16 тонн тяги каждый. Самолёт стал очень хорошим: загрузка больше, летает дальше, очень хорош при эксплуатации на Севере, потому что все системы подготовлены для температуры минус 45 и ниже», — рассказал он.

По его мнению, Ил-76 — надёжный самолёт, у которого есть нюанс.

«Когда делается анализ, по каким причинам самолёты становятся на тяжёлую форму <техобслуживания> или на внеплановый ремонт, то определяют, какие системы чаще всего выходят из строя. Но система может выходить из строя не потому, что она плохо сделана или неправильно эксплуатировалась, а потому что, может, она настолько нагружена, что нужно уменьшить гарантийные часы её работы — тогда всё придёт в норму. На каждом самолёте, на каждом двигателе есть что-то, не устраивающее лётчиков или, как вы сказали, слабое место.

Если сказать про самолёт Ил-76, самое слабое место — всё-таки <старые> двигатели. Судя по тем катастрофам, по пожарам, которые были на этих самолётах. Всё-таки новые двигатели, которые сейчас стоят — ПС-90А, — это шаг вперёд. У тех машин, которые летают на старых моторах, проблема может быть, поэтому нужно иметь специальную подготовку каждому экипажу и быть готовыми к отказу двигателей», — пояснил Юрий Сытник.

Алексей Лохвицкий

2664
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
9
2041

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1183

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2079

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
4230