Севастополь

Балет в Севастополе показал своих и чужих на Западе

Как Севастополь столкнул француза и австрийку на теме отношения к России.

Балет в Севастополе показал своих и чужих на Западе
Здание Баварского государственного балета

История увольнения из Баварского государственного балета примы Приски Цайзель после её выступления на гала-концерте в Севастополе неожиданно заиграла новыми красками. Пожалуй, жителям города-героя будет интересно узнать имя Лорана Илера — руководителя балетной труппы мюнхенского театра, который своими поступками показал, как, отталкиваясь от Севастополя и русской культуры, можно достигать личностных карьерных целей, потакая русофобской власти.

Приска Цайзель (Prisca Zeisel) — австрийка, Лоран Илер (Laurent Hilaire) — француз. Их профессиональные пути пересеклись в Мюнхене в апреле 2022 года, а разошлись — после Севастополя в июле 2023-го. Они оба в балетном смысле в значительной степени воспитаны русской культурой, но относятся к ней совершенно по-разному.

Лоран Илер приехал в Россию в 2016 году, а в 2017-м — уже возглавил балетную труппу МАМТ (Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Тогда Севастополь и Крым уже как три года были в составе России, и Илера, надо полагать, это факт совсем не смущал. Иначе как он мог согласиться на высокооплачиваемую работу, финансируемую правительством Москвы, на служебную квартиру в центре российской столицы и многие другие блага, дарованные ему российской властью.

Лоран Илер, в тот момент именитый, но безработный европейский балетмейстер, был поддержан российской властью, получив не только высокую должность во втором по значимости балетном театре Москвы, но и готовую профессиональную труппу с цельным самодостаточным репертуаром. И многие его звёздные артисты, среди которых Оксана Кардаш (балерина МАМТ, заслуженная артистка РФ), Жанна Губанова (солистка МАМТ), Сергей Мануйлов (премьер МАМТ, заслуженный артист РФ) спокойно приезжали в Севастополь выступать в гала-концертах. Тогда эти обстоятельства смущений у него не вызывали.

Собственно, Лоран Илер прекрасно отдаёт себе отчёт, что в Севастополе создаётся федеральный театр оперы и балета и что выступать в его гала-концертах среди лучших в этой профессии — очень почётно. Знает Илер и руководителя севастопольской оперы Андрея Уварова (народный артист России), поскольку сам, будучи артистом балета, выступал с ним на одной сцене или как минимум пересекался на мировых гала.

Невозможно залезть в голову к Илеру, но, казалось бы, нормальный человек должен быть благодарен за такие возможности и стране, и её культуре. Более того, Россия Илеру многое дала и до этого в балетной труппе Парижской оперы, которой в 1983–1989 годах руководил советский артист балета Рудольф Нуреев. Именно Нуреев пригласил Лорана Илера в Opera de Paris в статусе этуаль (фр. étoile — звезда). И, конечно, работая с Нуреевым, Илер много соприкасался с музыкой русских композиторов, с русскими хореографами и артистами балета.

С таким багажом можно было ожидать от Илера открытия на сцене МАМТа имён новых российских хореографов, насыщения труппы новыми российскими артистами, постановки новых больших и сложных балетов. Но всего этого почти не случилось. Он возил из Европы вышедшие в тираж полвека назад одноактные балеты, восстанавливая связи и работая на собственную репутацию на Западе.

И каков финал? Уволившись 27 февраля 2022 г. из МАМТа и переехав в Мюнхен, Лоран Илер попал в новые обстоятельства, в которых он решил отменить ранее возможную для себя ситуацию и запретить впредь ездить в Севастополь и Крым своим артистам.

Надо сказать, что увольнение балерины Приски Цайзель задело свободолюбивую немецкую прессу. Ведущие газеты и журналы Германии писали об этом как о большой утрате для немецкой культуры и как об ошибке со стороны Илера. Немецкие коллеги даже ссылались на материал нашей редакции.

Вот цитата из крупнейшей ежедневной газеты Германии ddeutsche Zeitung:

«Критик из российской службы новостей ForPost был явно поражён. В номере от 27 июля он восторженно отзывается о выступлении балерины Приски Цайзель на гала-концерте в Севастополе: „Дуэт Приски Цейзель и Дмитрия Соболевского стал настоящим открытием”».

Другое издание, Magazin r Ballett, написало, что Приска Цайзель заслуженно была лучшей в Баварском балете и что она танцевала более выразительно и страстно, чем многие артисты за последние годы. В материале «Знаменитый танец в Крыму» журнал отмечает, что «теперь деньги имеют право голоса» и что «почему-то международная профессиональная практика артистов балета в глазах некоторых стала преступлением».

Немецкие журналисты прямо указывают, что Приска Цайзель поехала в Севастополь, и не в первый раз, выступать в престижном гала-концерте во время собственного отпуска, когда её труппа — коллектив Баварского балета — была на каникулах.

Но раньше это было возможным и для артистов, и для театра, и для Илера. А теперь — нет.

В одних обстоятельствах Лорана Илера устраивали деньги от российской власти, которая, как он считает, аннексировала Крым и Севастополь, а в других — его артистка не может позволить себе выступить в русском Севастополе перед российской публикой. И это один и тот же человек.

Увольнение Приски Цайзель после выступления в Севастополе — это пример полярности взглядов западного человека на Россию и на её вклад в мировую культуру.

С одной стороны, мы видим не говорящего по-русски Лорана Илера с его потребительским подходом: выкачать из России ресурсы, получить материальную выгоду и сменить флаг, когда задует встречный ветер. Он использовал Севастополь как стену, оттолкнувшись от которой можно стать ближе к «пищевой базе».

И с другой стороны — Приска Цайзель, выучившая русский язык, благодарная русская культуре, понимающая значение русских композиторов и хореографов для мировой культуры. Для неё Севастополь — очевидно, город, где можно выражать смыслы, преумножать достижения искусства. Она считает великой школу русских педагогов и балетмейстеров и была рада с ними работать. Она приехала в Севастополь — на Крымский полуостров — на землю, которая есть часть русской культуры, чтобы танцевать для зрителей, для жителей Севастополя и Крыма — носителей и наследников этой культуры.

Они оба в культурном смысле ловили рыбу в русской воде. Но какой разный улов.

Сергей Абрамов

4571
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user Тина Севастополь
8741

27-го сентября Приска Цайзель в Михайловском театре в Питере танцует в Баядерке.

Пожелаем ей всего наилучшего.        ok

Profile picture for user Беспокойный
1256

Севастополь не имеет балетных традиций.

Поэтому переживания этих, возможно талантливых актеров, большинству из нас не совсем понятны...

Profile picture for user Salieri
50

Это прекрасная новость.

27-го сентября Приска Цайзель в Михайловском театре в Питере танцует в Баядерке.Пожелаем ей всего наилучшего.        

 

Profile picture for user Salieri
50

Пока не имеет, но будет иметь.

В данном случае автор нам показал пример отношения к нашему городу и к нашей культуре двумя представителями западного мира.

Севастополь не имеет балетных традиций.Поэтому переживания этих, возможно талантливых актеров, большинству из нас не совсем понятны...

 

Profile picture for user Беспокойный
1256

to Salieri:  

Уже почти всем понятно, что эти балетные традиции нам вобьют в мозг, как бы мы ни упирались.

Главное за день

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
6
1535

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
17
1099

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1980

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
4109