Яснополянский граф против 9 мая
В обличении Дня Победы появилась не что чтобы новация – оно и прежде такое было – но некоторая перестановка акцентов.
В ход пошел горячий пацифизм.
Народный артист РФ Д. Ю. Назаров, не смущаясь своими преклонными годами, вышел в Камергерский переулок, где стоит МХТ – место служения артиста, и прочитал под камеру миролюбивые стихи:
"Парад чего? Парад бессилья,
Парад запретов и оград.
Воинственные железяки
Везут воинственных ребят.
Росгвардия и автозаки
Замкнут бессмысленный парад".
Конечно, как писал Пушкин другу своему Вяземскому, "Поэзия должна быть глуповата", но не до такой же степени.
Традиционно замыкают прохождение военной техники межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) "Ярс", видеть в которых автомобили для перевозки арестованных уже совсем глуповато. Эти чушки имеют иное назначение.
Но также непонятно, всякий военный парад (и шире – демонстрация военной мощи вообще, например, авианосцы 6 флота США на рейде) является бессмысленной картиной бессилия – или не всякий.
Когда американцы и британцы возят своих воинственных ребят на воинственных железяках – это также бессмыслица? Или всякие негативные эпитеты относятся только к Вооруженным силам России, когда США и НАТО показывают себя на маневрах в Прибалтике, Черном море и иных местах, тут никакой бессмыслицы нет?
Есть опасение, что вопрос риторический.
Когда еще в 2003 г. М. Б. Ходорковский грозил, что в случае его ареста морская пехота США тут же высадится на Красной площади, когда известный культуртрегер, редактор интернет-издания "Colta.ru" Г. А. Морев говорил,что недолго В. В. Путину злодействовать – 6-й флот приде, порядок наведе, такая воинственность отнюдь не считалась бессмысленной, но безусловно правильной. По принципу "Это нога – у кого надо нога".
Между тем действенным средством против таких мечтаний – исходят ли они напрямую от наших партнеров, или их российских симпатизантов – является в том числе и парад.
В 1933 г. в Париже Куприн издал роман "Юнкера", где была такая сцена: завидев строй молодцевато марширующих юнкеров, простая баба с умилением говорит: "Вот так-то они, красавцы наши, и умирать за нас пойдут". Это не желание юнкерам смерти, это уверенность в том, что нас есть кому защитить.
А вид того, как "Колыхаясь и сверкая, движутся полки", способствует протрезвлению наших партнеров. "Лучше не надо".
Но разве трезвость не есть похвальная норма жизни?
Но тогда у парадного марша вполне есть смысл.
Другое дело, что такое протрезвление бывает нежелательным, и очередной политолог "Эха" А. А. Никулин впадает уже в радикальное толстовство, жалея всех солдат, несущих на войне тяготы и лишения походной жизни:
"Лучше вырубить на сутки все телеканалы с их ряжеными камланиями и кривляниями. И пустить вперемешку, на все же сутки, имена погибших Иванов и Ванов, Джонов и Гансов, Франсуа и Рютаро. И их фотографии, но не бравурные, а как на самом деле они жили — завшивленные, в грязи, вечно голодные, то мокрые, то обмороженные, то опаленные солнцем. И как они умирали — в снегах, болотах, госпиталях, в горящих самолетах или танках. Все, вот так круглый день. И это, мне кажется, было бы правильно. И, может, прочистило бы кому-нибудь мозги…".
То что война – не легкая прогулка, а невыносимо тяжелый труд, это несомненно. Кстати, видя молодцевато марширующие парадные колонны, мы и это держим в уме – готовность бойцов взвалить на себя эту ношу.
Но прежде, чем мозги совсем прочистятся, нужно ответить на два вопроса.
Первый. Конечно, вид Ганса (за Франсуа и Рютаро не знаем, "Эти тоже воевали?) в январе 1943 г. под Сталинградом, вполне способен внушить жалость, голодом и холодом он был низведен до совсем жалкого состояния. Но вот тот же гр. Л. Н. Толстой, когда он еще не был толстовцем, передавал в "Войне и мире" слова Кутузова – "Видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. — Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову— А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г….".
Кто звал Ганса в Сталинград, ведь тоже непонятно.
Второй. Кроме погибших Иванов и погибших Гансов, была еще третья, причем самая многочисленная группа – погибшие и часто не просто погибшие, а жестоко замученные мирные жители.
Бабка Евдокия и ее малолетний внук из сожженной деревни, тетя Циля из местечка, узники Треблинки и Аушвица, "жиды города Киева", расстрелянные в Бабьем Яру. В их навсегда смеженные очи предполагается взглянуть, чтобы увидеть миллионы смертей, принесенных Гансами? Или для прочистки мозгов мы должны смотреть только на военнослужащих?
Если кто не знает ответа на эти вопросы, есть день-победное поучение, с которым выступает Т. Н. Эйдельман историк, писательница, переводчица, радиоведущая, блогер и отличник народного просвещения.
Человек, организатор, ученый, а также отличник прямо призывает руководствоваться новым евангелием гр. Л. Н. Толстого:
"Толстой, когда писал «Царство божие внутри вас», то старательно, аккуратно перечислил все выгоды и невыгоды, выпадающие человеку, который покорно идет воевать, и выгоды и невыгоды того, кто отказывается — и получилось у него, что невыгоды для отказывающегося, то бишь наказания, никак не перевешивают выгод (чистой совести)".
Правда, более 120 лет назад рассуждения графа о царстве божием внутри нас были разобраны В. С. Соловьевым в "Трех разговорах".
Там боевой генерал рассказывает, как он со своим отрядом наткнулся на армянскую деревню, зачищенную праведными моджахедами, они же башибузуки.
Зрелище было столь ужасное, что не хотелось смотреть на свет Божий, но тут чудом уцелевший армянин рассказал, что башибузуки идут зачищать следующую деревню, но есть горная тропа, по которой можно их упредить.
Генерал провел свой отряд, выманил башибузуков поближе и положил их тремя залпами картечи.
Выслушав рассказ, князь-толстовец, буквально цитируя графа-учителя, возражает:
"Kтo в caмoм дeлe иcпoлнeн иcтинным дyxoм eвaнreльcким, тот нaйдeт в ceбe, кoгдa нyжнo, cпocoбнocть и cлoвaми, и жecтaми, и вceм cвoим видoм тaк пoдeйcтвoвaть нa нecчacтнoro тeмнoгo бpaтa, жeлaющero coвepшить yбийcтвo или кaкoe-нибyдь дpyгoe злo, — cyмeeт пpoизвecти нa нeгo тaкoe пoтpяcaющee впeчaтлeниe, чтo oн cpaзy пocтигнeт cвoю oшибкy и oткaжeтcя oт cвoeгo лoжнoгo пути".
Совершенейший отличник народного просвещения.
На что ему замечают:
"Cлoвa-тo пo дaльнocти paccтoяния и пo взaимнoмy нeзнaнию языкoв были бы тyт, пoжaлyй, впoлнe нeyмecтны. A чтo кacaeтcя дo жecтoв, пpoизвoдящиx пoтpяcaющee впeчaтлeниe, тo лyчшe зaлпoв кapтeчи, вoля вaшa, для дaнныx oбcтoятeльcтв ничeгo нe пpидyмaeшь".
Вот и все насчет толстовства, а равно и нынешних арьергардных боев прогрессивной общественности против 9 мая.
С Днем Победы.
Максим Соколов
Спасибо, как всегда легко и изящно