1018

«Институт пчеловодства» для Овсянникова: как СМИ формируют альтернативную реальность

«Забивание эфира позитивом» и «блоки», любые медиатехнологии за бюджетные деньги...Всё это докатилось до Севастополя.
«Институт пчеловодства» для Овсянникова: как СМИ формируют альтернативную реальность

Утром 30 апреля – дедлайн для подачи заявок на электронном аукционе, размещенном 22 апреля на сайте госзакупок департаментом общественных коммуникаций города Севастополя. Сумма закупки – 1 млн 56 тыс руб., техзадание описано достаточно расплывчато: «Оказание услуг по подготовке федеральным информационным агентством информационных материалов в рамках реализации государственной национальной политики в городе Севастополе и размещение на сайте сетевого издания, специализирующемся на освещении событий социальной, экономической и политической жизни Российской Федерации, города Севастополя и Республики Крым в 2019 году».



Если кратко перевести на русский язык, это может значить – публикация в СМИ материалов, восхваляющих Дмитрия Овсянникова.

Ровно год назад департаментом общественных коммуникаций города Севастополя уже проводилось два электронных аукциона с аналогичными техзаданиями.

В первом, на сумму 917,33 тыс. руб., победило ООО «ФедералПресс», представляющее одноименное интернет-издание из Екатеринбурга. Во втором, на аналогичную сумму, ООО «Институт пчеловодства» из Владивостока, представляющее интернет-сайт sevastopolmedia.ru. С тем и другим исполнителем после рассмотрения 21 – 22 мая заявок 4 июня были заключены контракты.

Две очень милых детали.

Во-первых, в аукционе в том и другом случаях участвовало всего по одной-единственной компании-заявителя. И ничего, состоялись, хотя смысл аукциона в соперничестве исполнителей и за счет этого снижению стоимости исполнения контракта и минимизации коррупции (кстати, в документах по заявке прямо говорится: «Причина признания торгов несостоявшимися: Подана только одна заявка», но в итоге… контракт заключили!).

Во-вторых, потому что «Институт пчеловодства» - это учреждение из известного романа Виктора Пелевина «Generation Пи», руководство которого с сотрудниками нюхает кокаин прямо в своем кабинете с роскошного ковра, а целью их работы является создание ложной телевизионной «реальности» для одурачивания населения страны.

Судя по всему, эти два контракта на общую сумму в 1 млн. 834,67 тыс. руб. тогда не очень удовлетворили аппетиты заказчика, поскольку сразу же после заключения контрактов – 19 июня – был размещен еще один аукцион с тем же техзаданием, на этот раз сразу на сумму 1 млн. 390 тыс. руб. Победителем этого аукциона оказалось все то же ООО «ФедералПресс». Как вы уже, наверное, догадались, выступившее единственным подателем заявки, как и ранее, на ту сумму, которая и была указана в качестве стартовой (логично, а зачем сбивать цену в отсутствие соперников?).



Итого выходит три контракта на 3 млн. 224,67 тыс. руб., и все со сроком действия до конца 2018 года (срок сдачи везде – 15 декабря). Масштабно!

Непонятно, правда, как сотрудники департамента осуществляли информационную деятельность по завершении срока исполнения указанных выше контрактов, так как следующий электронный аукцион был размещен на сайте госзакупок лишь 22 апреля 2019 года. Но надо полагать, что как-то, видимо, выкручивались и все-таки работали.

Зачем все это делается, понятно. С приходом в 2016 году Сергея Кириенко и его команды технократов на руководство Администрацией президента России там возобладали идеи «поверить алгеброй гармонию», то бишь оценить ситуацию на местах путем простых и удобных в использовании автоматизированных механизмов. Например, «Медиалогии».

Да-да, эффективность губернаторов теперь оценивается в том числе по их позициям в «Медиалогии» – как часто их упоминают в СМИ, с какими интонациями (позитив или негатив) и т.д.

На местах это доходит уже до абсурда.

Например, пару лет назад мне рассказывали, что и в администрации губернатора Московской области теперь оценивают глав районов (оставить или «на выход») по… их рейтингу в «Медиалогии». А что – универсально же. В итоге главы идут на очень забавные хитрости – например, мой знакомый рассказывал, что газета, в которой он трудоустроен, пишется-верстается… но не издается. Просто макет в PDF формате размещается на сайте газеты и индексируется «Медиалогией». А читать газету людям и не нужно, их мнение (которое вроде и формирует издание) никого не волнует – важно только покрасивее отчитаться перед непосредственным руководством.

Но дальше всего, конечно, ушла Москва, где выстроена буквально идеальная модель по информационному воздействию на жителей (благо, денег в бюджете много), на которую явно ориентируются прибывшие в Севастополь управлять «эксперты».

Во-первых, у мэрии есть два телеканала, – доставшийся еще от Лужкова кондовый «ТВ-Центр» (он же «ТВЦ») и созданный при Собянине модный хипстерский «Москва24». Тот и другой заняты восхвалением мэра, которое пытаются донести до людей повсюду, даже когда те не сидят на диване перед телевизором. Например, вагоны московского метро в последние годы увешали большими телеэкранами, по которым крутят видеоролики с «Москвы24». Народ едет под аккомпанемент новостей о том, как Сергей Семенович где-то разрезал ленточку, где-то погладил детей по головке и т.д.

«ТВ-Центр» заходит иначе – любой живущий в Москве пользователь «ВКонтакте» сталкивался с тем, что почти всегда предлагаемая ему для просмотра реклама – это 30-секундные ролики с этого телеканала. Хочешь не хочешь, а приходится смотреть или слушать это заунывное «открыли новый сквер». Сколько денег на это уходит, сложно даже подсчитать, но явно немало, массированная реклама в соцсетях – дело дорогое.

На выборах мэра в том году освоили интересную технологию. Точнее, даже две! Первая – практически полное отсутствие наглядной агитации, с целью максимально засушить явку и поставить все-таки дошедших до голосования избирателей перед выбором из кандидатов, чьи программы и дебаты он и не мог видеть (ясное дело, он выберет мэра). Вторая – заполнение города огромными бигбордами с цитатами Собянина, экранов в вагонах метро – видео с перерезанием очередных ленточек, и даже когда вставляешь карту в банкомат «Сбербанка», на экране появляется очередной рассказ о свершениях мэра.

Вообще, мне кажется, идеал собянинской Москвы – это когда весь город будет завешан экранами, с которых, как в фильме «Эквилибриум», будет вещать гражданам мэр, не доступный в принципе на дебатах или встречах. Увы, активнейший и пробивной на начало нулевых (недаром он смог победить на выборах в 2001 году губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого, монопольно правившего богатейшим нефтяным регионом страны с 1990 года) Сергей Семенович к нынешнему времени превратился в человека, максимально избегающего любой неприятной ему информации, не то что дебатов с оппонентами.

Во-вторых, это система ОАО «Московских информационных технологий» (МИТ). Полтора года назад Meduza опубликовала большое расследование о том, как работает «московская машина пропаганды». Оказалось, в мэрии в определенный момент поняли, что можно забивать топ Яндекс-Новостей «позитивными новостями», если дублировать их на сайтах всех префектур и управ, разнообразных принадлежащих городу районных газет (которые в печатном виде, разбросанные по почтовым ящикам, люди и не читают) и прочих информационных ресурсов.

На это уходят в год миллиарды рублей, но Москва богатая.



Правда, непонятен смысл этого всего – неужели кто-то думает, что москвичи реально судят о ситуации в родном городе по топу Яндекс-Новостей, а не по тому, что видят сами? Что, если забить все «позитивными новостями», то и проблемы исчезнут сами по себе?

Если вы думаете, что это все, то ошибаетесь.

В 2014 году хакеры «Анонимного Интернационала» опубликовали (как утверждалось ими) добытые сметы того же МИТ по размещению статей в СМИ разной популярности, тоже суммарно на десятки миллионов рублей. Это неплохо объясняло хорошо известный среди журналистов факт регулярного появления в федеральных независимых газетах «кирпичей», то бишь больших занудных статей на пол-полосы (и в стиле, резко выбивающемся от стиля издания, и часто за авторством людей, отсутствующих в редакции) о том, каких новых успехов достигли власти Москвы (или Московской области, там тоже щедры на «информационное сопровождение»).

С тех пор цены лишь выросли. Вкратце, скажу так, что бюджета в миллион хватило бы на только одну такую статью.

Наконец, есть «блоки», - то есть, когда деньги (и немалые) платят редакциям СМИ, чтобы они не публиковали негативную информацию. И знаете, в большинстве федеральных СМИ негативные материалы о мэрии Москвы выходят крайне редко, а главные редакторы еще и показывают их «кому надо», чтобы на Тверской сказали – можно писать такое о них или нет. Как правило, нельзя писать ничего, что могло бы поколебать сплошной позитив.

До таких масштабов, конечно, в Севастополе пока не дошли. Пытались, пригласив топовых московских медиаменеджеров, создать под мэра крутой современный телеканал, в итоге профукали полмиллиона рублей и так ничего и не создали. Бывает.

«Забивать эфир позитивом» только начинают учиться, и потому по наивности проводят все это через открытые госзакупки, а «борьбу с негативом» ведут не через денежные «блоки», а через буквальные блокировки неугодных сайтов.

С другой стороны, все только начинается. К тому же, не исключено, что проводимые через сайты госзакупок контракты на освещение деятельности – это лишь верхушка айсберга. Так что стоило бы присмотреться к публикациям о Севастополе в крупных региональных и федеральных СМИ и прикинуть стоимость таковых по коммерческим прайс-листам.

И все – ради того, чтобы убедить жителей города в том, что им живется хорошо, и надо верить телевизору или газете, а не своим глазам?

Или убеждают не их, а Москву?

Владислав Мальцев

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user niksy46
1805
niksy46

Мир безумцев или контрацептивов.

Profile picture for user Oberon
6796
Oberon

для Овсянникова: как СМИ формируют альтернативную реальность

эт они для шефов реальность формируют. цитирование, отзывы, индексы медиалогии и т.д. население же видит реальность своими глазами и ощущает своим кошельком. 

Profile picture for user Аэлита
4243
Аэлита

Сми сейчас не только для Овсянникова работают. Редко встретишь действительно независимое издание. Сейчас от такая политика - облванить, чтоб можно было управлять.

Profile picture for user Опасная Бритва
245
Опасная Бритва

Все правильно! Только если автор об ИКС-ТВ - то на него профукали БОЛЕЕ ПОЛУМИЛЛИАРДА рублей, не миллиона. А так все хорошо :)))

Profile picture for user Тина Севастополь
9502
Тина Севастополь

Забор вокруг Матросского бульвара  лучше  всякого  СМИ  напомнит жителям Севастополя,

что  считаться  с их мнением Д.Овсянников не планирует.

Из  таких  "пустяков"  и  формируется  рейтинг  губернатора.

Список  проколов за  три  года   становится всё длиннее. 

Сначала  город потерял:

   1.  ДОЛ им. Комарова,

    2. Надежду иметь аэропорт Бельбек,

    3. КОС  "Южные" ....