вт, 19/04/2022 - 18:36

Злой рок Черноморского флота

Максим Соколов о гибели флагманского крейсера «Москва»

Гибель флагманского крейсера ЧФ «Москва» — сперва сдетонировали артиллерийские погреба, а затем корабль затонул в процессе буксировки — вызвала сильное возбуждение «всёпропальщиков».

Ибо когда на флоте, принимающем непосредственное участие в военных действиях, тонет флагманский корабль, любое объяснение случившегося невыгодно. И если имело место простое разгильдяйство, повлекшее тяжкие последствия, и если пропустили неприятельскую атаку.

При этом чем менее «всёпропальщик» сведущ во флотском деле и в военно-морской истории, тем более пламенными являются его обличения.

Поскольку, согласно его предположению, боевые корабли не тонут. А если тонут, налицо полное служебное несоответствие как непосредственного флотского командования, так и политического руководства страны, которое допустило такое несчастье.

Тем более, когда гибнет флагманский корабль, призванный символизировать силу флота. Ведь боевые корабли рассматриваются как почти одушевлённые существа — и вот, такое существо погибает.

При этом как бы игнорируются два фактора риска, порой оказывающиеся неодолимыми.

Во-первых, военный корабль по природе своей есть сгущение огромной смертоносной энергии в относительно малом объёме, и любая ошибка, а равно и неодолимое стечение обстоятельств может привести к фатальным последствиям даже и без враждебного вмешательства. Как самолёты бьются, так и корабли тонут.

Во-вторых, военный корабль, тем более такой огромный и дорогостоящий, является желанной целью для неприятеля. Есть, разумеется, средства защиты, но 100%-й, тем более 146%-й защиты не бывает, и случается так, что пуля дырочку найдёт.

Необходим, конечно, тщательный разбор каждого такого трагического инцидента, если надо — с соответствующими оргвыводами. Но не следует думать, что море, которое всегда было древним душегубцем, вдруг перестало им быть. К сожалению, не перестало и не перестанет. Морская служба неотделима от риска.

Но в случае с Черноморским флотом есть ещё какой-то злой рок, преследующий его корабли.

Не будем уже говорить, что дважды черноморскую эскадру топили свои же. Первый раз в Крымскую войну, чтобы заградить англо-французскому флоту вход в Севастопольскую бухту. Второй раз в 1918 г., когда в Цемесской бухте Новороссийска были затоплены военные корабли во избежание передачи их Германии по условиям Брестского мира (подобным образом французы затопили свой флот в Тулоне 27 ноября 1942 г., чтобы не допустить захвата его третьим рейхом).

Но крейсер «Москва» продолжил роковую традицию, начатую флагманом ЧФ линкором «Императрица Мария». 20 октября 1916 г. при стоянке на севастопольском рейде взорвались пороховые погреба линкора, и новопостроенный (прослужил менее полутора лет) корабль затонул.

29 октября 1955 г., опять же при стоянке на рейде, взорвался линкор «Новороссийск» (бывший «Джулио Чезаре»), переданный Италией Советскому Союзу по репарациям.

При исследовании причин гибели как «Императрицы», так и «Новороссийска» наиболее вероятным было призвано вмешательство партнёров. Германских в 1916 г. и итальянских (мстительные неофашисты) в 1955-м. Была, впрочем, версия и о британском следе.

Теперь очередной флагман ЧФ — крейсер «Москва», и похоже, опять партнёры.

Впрочем, спрос с них невелик. Что же ещё ждать от неприятелей — воздушных поцелуев?

Остаётся бить неприятеля с удвоенной жесточью. А после победы на восстановленном Николаевском заводе будет заложен новый крейсер с именем «Москва».

Читайте по теме: «Приказ исполнен. Спасенных нет»: о попытке прорыва в Крым и подвиге десантников

Максим Соколов

Теги:
Читайте также: