В мире
Запад и китайский автопром: как происходит тектонический сдвиг в мировой торговле
Летом на рынок России выйдет новая китайская автокомпания.
Тем временем в Европе становится очевидным факт того, что их классические и заслуженные автомобильные марки, являющиеся столпами европейской экономики, теряют рынок электромобилей, проигрывая брендам из Китая, которые созданы буквально только что. Какие-то из них отмирают, какие-то появляются, но темпы их развития такие, что голова кружится. И все они высказывают искреннюю благодарность западным лидерам, которые по факту уничтожили свои передовые технологии (вроде дизельных моторов) и создали рынок электромобилей, крича о борьбе против глобального потепления.
Еврокомиссию беспокоит приток на рынок ЕС товаров из Китая, субсидированных государством при производстве. Прежде всего речь ведётся об электромобилях, которые, по заявлению руководства Еврокомиссии, «наводняют рынок Европы».
В то же время сенаторы США предложили ввести запрет на работу китайских автокомпаний в России, угрожая санкциями (вот именно такая наглость). Уже и законопроект имеется, впрочем, до принятия его либо вряд ли когда-нибудь дойдёт, либо до этого один шаг — уж какова будет политическая воля.
Тем не менее, в Китае старательно обходят тему работы их автокомпаний в России. На всякий случай.
Тем не менее, вывод ясен: следующего удара от Запада Китаю стоит ждать именно по автомобильному сегменту. Иными способами спасения собственного электроавтопрома Европа уже не обладает — их просто нет.
Ранее удары наносились по телекоммуникационной и микроэлектронной сферам. Они продолжаются и не прекратятся, но для Китая они всё менее чувствительны — он приспосабливается. А вот с автомобилями всё сложно — они куда более вне политики. Автопром трудно обвинить во вмешательстве в выборы, в прослушке и прочей ереси. Обосновать собственному электорату удары по автопрому из Китая таким образом, чтобы это не выглядело совсем уж диким беспределом, можно только одним способом: назвав это наказанием за сотрудничество с Россией, которую Запад пытается демонизировать.
Прогнозировать то, как поведёт себя Китай, в данной ситуации сложно. То, какие решения китайцы примут, будет ясно по разрешению ситуации с приложением TikTok. Американцы сейчас требуют его продажи им, а европейцы — и вовсе его запрета. Кстати, в нашей стране TikTok недавно вдруг опять заработал. Для автомобильного рынка России результат данного глобального противостояния будет очень важен. В случае, если китайцы будут отступать и пытаться договариваться с Европой, у нас есть риск остаться лишь с автомобилями ВАЗ и, возможно, с рядом мелких игроков вроде JAC, не имеющих амбиций по экспансии в Евросоюз. Но лидеры в этом случае с рынка выйдут.
То, что в мировой торговле происходит тектонический сдвиг, всё более заметно, и скорость, с которой принимаются жёсткие решения, растёт (при том, что падает качество проработки этих решений). Что ж, конкретные результаты мы увидим весьма скоро. Разумеется, если актуальная политика опять не явит сюрпризов.
Павел Кухмиров