Зачем в крымском вузе дикую лису постирали в детском шампуне и подвесили
Особое предназначение выпало одной из крымских лисиц после гибели в капкане браконьера. Туша животного попала на стол таксидермистов зоологического музея Института биохимических технологий, экологии и фармации (ИБТЭФ) КФУ имени В.И. Вернадского. Что произошло со зверем дальше, узнавал ForPost.
Не все годятся в экспонаты
Университетский музей хранит тысячи экспонатов. Глядя на коллекцию, невольно задаешься вопросом: «они, правда, настоящие?», настолько неестественно живыми выглядят чучела. На что директор музея Ирина Грищенко отвечает: вокруг находятся настоящие животные, которые погибли по разным причинам. Но в том-то и заключается мастерство таксидермиста, чтобы максимально точно передать сходство с оригиналом.
При этом список «обитателей» музея постоянно обновляется и расширяется, добавляет доцент кафедры экологии и зоологии ИБТЭФ Александр Стрюков.
Чаще всего сигнал о найденном погибшем животном поступает от любителей отдыха на природе. Люди отправляются в горы или на море, где встречают погибшую чайку или куницу, после чего сразу звонят сотрудникам музея, чтобы сообщить о находке.
Однако не каждое найденное погибшее животное подходит для создания чучела.
«Очень важно, чтобы животное было свежим, неразложившимся», — объясняет Грищенко.
Найденной в Краснолесье (Симферопольский район) лисице в этом плане «повезло»: у неё была перебита зубцами капкана лишь одна лапа, а в остальном никаких изъянов не наблюдалось. Поэтому в музее зверю решили дать вторую жизнь.
В магазине найдётся всё
Первым делом полученную тушу отправили в морозилку. По словам Стрюкова, это позволяет избавиться от блох, которые могут быть переносчиками различных заболеваний, а также остановить процессы разложения.
В это время таксидермисты готовятся к предстоящей работе: закупают материалы и продумывают будущую позу чучела.
«Если раньше для «набивки» использовалась солома, вата, глина, то сейчас в ход идут пенополиуретан, силикон, акрил, монтажная пена — все эти материалы можно найти в обычном строительном магазине. Зато чучело получается более лёгким и долговечным», — объясняет Стрюков.
Также на подготовительном этапе зоологи тщательно делают промеры туши: длину и объём всех частей. Позже, по словам таксидермиста, эти цифры понадобятся при монтаже экспоната.
Подводные камни
Затем начинается самый сложный этап, требующий усидчивости и старательности: после того, как животное извлекли из морозилки, шкуру с него нужно снять и выделать.
«Эта часть работы грязная и непривлекательная», — честно описывает процесс директор музея.
Даже разморозка туши требует особого подхода. Если просто оставить тушу на столе, объясняет таксидермист, то, попав с холода в тепло, кожа будет преть от соприкосновения с поверхностью, мех выпадет, и внешний вид в итоге испортится. Поэтому туша размораживается в подвешенном состоянии.
После сушки таксидермисты приступают к снятию шкуры. По словам Стрюкова, в прежние времена основной разрез делали по брюшной стороне туловища, то теперь оптимальным считается сделать разрез по спинной стороне.
«Это позволит в будущем лучше замаскировать шов под более густой шерстью спины, да и в целом таким образом легче и удобнее монтировать экспонат», — объясняет собеседник.
Сотрудники музея отделяют остатки хрящей от шкуры.
Вода, уксус и соль
Затем таксидермисты переходят к неожиданной процедуре, которую также начали применять лишь недавно: снятую шкуру вручную стирают. По опыту собеседников, лучше всего с загрязнениями справляется отечественный детский шампунь.
«Представляете, что вытаскиваешь из воды? Невзрачную мокрую шкуру. Но потом, когда начинаешь сушить феном, шерсть становится чистой, блестящей и пушистой», — уточняет Александр Стрюков.
Постиранную шкуру сушат феном.
После вычищенный материал проходит несколько видов консервации, продолжает рассказ специалист. Сначала шкуру замачивают в пикеле — растворе уксусной кислоты с солью: благодаря чему кожа дополнительно очищается и размягчается.
«Но если на этом остановиться, то готовое чучело будет реагировать на малейшее изменение влажности в помещении, деформируясь и теряя красоту. Поэтому после пикеля необходимо обработать шкуру квасцами, которые, наоборот, дубят кожу», — добавляет зоолог.
На завершающем этапе работы шкуру протирают бурой — специальной солью, которая в будущем отпугнёт моль и кожеедов.
По следам Пигмалиона
Параллельно идёт не менее важный процесс — создание каркаса будущего чучела. Таксидермист делает его из пенополиуретана, подобно античному ваятелю, отсекая всё лишнее скальпелем и ножницами. «Был бы у нас мрамор, сделали бы из мрамора», — шутит Стрюков.
К пенополиуретановой основе прикрепляют отрезки проволоки, которые выполняют функцию костей и суставов.
Сотрудник музея «ваяет» модель лисы.
На этом этапе у начинающих чучельников нередко выходят ляпы. По неопытности слабо ориентируясь в анатомическом строении своих творений, горе-пигмалионы выгибают конечности в неестественную сторону или создают непропорциональный «скелет».
Чтобы этого избежать, таксидермист должен быть не только художником, но и разбираться в зоологии, подчёркивает Ирина Грищенко.
«Каждому животному надо придать определённую, но естественную позу, понимать, как двигаются лапы, в каком положении может находиться лопатка. Нередки ошибки и другого порядка: к примеру, куропатку могут посадить на дерево, но в природе такого не бывает!» — разводит руками собеседница.
Заключительный этап
Выбрав образ будущего экспоната, сотрудники университета переходят к финальной части: шкуру натягивают на скульптуру, а все образовавшие пустоты заполняют силиконом.
Александр Стрюков выравнивает шкуру на морде лисы.
Чтобы не было лишних складок, а шкура плотно «села» на пластмассовую начинку, тонкие места на время закрепляют иглами, а уши оттягивают нитками. В таком необычном виде почти готовое чучело несколько дней сохнет.
Иглы фиксируют шкуру на морде.
Нитки поддерживают уши в стоячем положении.
На крымской яйле
Спустя два месяца объект готов. Наступило время выбрать достойное место новенькому экспонату. Лису поместили в диораму «Крымский природный заповедник»: здесь грифы клюют погибшего кабана, а лисичка как бы подсматривает за ними из-за сосны.
Чучело лисы заняло своё место на выставке.
Недостаток экспоната — повреждённую правую заднюю лапу — пришлось замаскировать: животное поставили «рабочей» стороной к посетителям музея. В других случаях изъян стараются прикрыть растениями или как-то обыграть в композиции, объясняет Грищенко.
Работа не для всех
Профессия таксидермиста остаётся уделом единиц. По данным собеседников, дисциплина «Основы таксидермии», к сожалению, больше не читается студентам-зоологам.
«Важно, чтобы к этой работе у таксидермиста не было брезгливости, а присутствовали усидчивость, терпение и аккуратность», — перечислила Ирина Грищенко важные для обучающихся качества.
Сейчас, по её словам, наблюдается большой спрос на чучела, который поддерживают краеведческие музеи, стремящиеся обновить или пополнить свои фонды и экспозиции.
Сделанное на совесть чучело, уточнила директор зоологического музея, сохраняется на века.
Пелагея Попова
Фото автора, предоставлено Ириной Грищенко