Россия вынуждена отвечать на удары Украины по своим энергообъектам, заявил президент Владимир Путин в ходе переговоров с белорусским лидером Александром Лукашенко.
«Исходя из гуманитарных соображений зимой не наносили никаких ударов, имея в виду, что не хотели оставить без энергоснабжения социальные учреждения, больницы и так далее. Но после ударов по нашим энергообъектам вынуждены были ответить», — сказал Путин.
Он добавил, что удары по украинским объектам энергетики являются частью демилитаризации, поскольку в первую очередь это влияет на оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Украины.
С начала года несколько нефтеперерабатывающих заводов в российских регионах подверглись атакам беспилотников. Только в марте о подобных инцидентах сообщали власти около десятка областей. На этом фоне в середине марта в России выросли биржевые цены на бензин. В российском Минэнерго при этом отмечали, что ситуация с обеспечением регионов топливом и ценами на автозаправках стабильная, рисков роста стоимости моторного топлива нет.
Украинский президент Владимир Зеленский объяснил такие удары ответом на атаки России на энергетическую инфраструктуру Украины, у которой нет необходимых средств ПВО для защиты своих объектов.
В Пентагоне заявили, что атаки на российские НПЗ могут повлиять на глобальную энергетическую ситуацию. Глава ведомства Ллойд Остин призвал Киев выбирать цели, которые могут напрямую повлиять на идущие бои. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что в России бы предпочли, чтобы США попросили Украину отказаться от «террористической активности».
11 апреля председатель набсовета компании «Центрэнерго» Андрей Гота сообщил о разрушении самой мощной электростанции в Киевской области — Трипольской ТЭС. Позже власти Харькова и Сум заявили о повреждениях теплоэлектроцентралей (ТЭЦ)
Минобороны России в тот же день отчиталось об ударах по объектам украинского топливно-энергетического комплекса в ответ на попытки нанести ущерб российским объектам нефтегазовой отрасли и энергетики. Ведомство заявило, что в результате ударов по объектам на Украине была нарушена работа предприятий военной промышленности, сорвана переброска резервов и затруднено снабжение ВСУ топливом.