Способы избрания, их острые углы и реальные чаяния горожан обсудили сегодня на круглом столе в местном парламенте. Ответы на важные и не всегда удобные вопросы искали депутаты, чиновники, ученые, юристы, прокуроры, общественники, ветераны и молодежь.
Президент Путин вернул выборность губернаторов в 2012 году, и в 75 регионах России они избираются народом
- Вопрос дискутируется в российском правовом пространстве, и у нас, в Севастополе. Демократия осуществляется путем выборов - прямых, тайных, равных, при этом право управления народ делегирует тому, кого избирает.
Способ утверждения в должности глав субъектов менялся трижды. До 2004 года - были прямые выборы. С 2004 года изменен порядок и губернаторы стали назначаться по представлению президента, а в 2012 году по инициативе президента был принят федеральный закон, по которому субъекты Российской Федерации могут самостоятельно вносить в субъектовый закон норму об избрании. В 75 субъектах именно такой порядок сейчас и установлен. В 10 субъектах - республиках Северного Кавказа, трёх автономных округах, а также в Крыму и Севастополе губернатора избирают депутаты заксобрания по представлению президента, - напомнила участникам круглого стола спикер парламента Севастополя Екатерина Алтабаева.
Личная позиция - это прямые всенародные выборы гражданами
Планку обсуждению задал врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. Он предложил всем прямо высказывать личную позицию и начал первым:
- Не так давно, две недели назад, не имея права внесения изменений в Устав как врио, я поручил правительсву подготовить поправки в Устав и отправил их в Заксобрание. Решение по данному вопросу, безусловно, принимает законодательное собрание. Я хотел бы услышать аргументы за и против. Я сформулировал личную позицию - это прямые всенародные выборы гражданами Севастополя. Форма прямых выборов губернатора населением - наиболее демократична, актуальна для Севастополя. Переходный период прошел, мы можем рассчитывать на то, что тот, кого изберут и кому доверят право управления горожане, будет способен защищать их интересы.
Колесников: круглый стол - первый шаг к публ. обсуждению. В з-не о партиях указано, что партии имеют право не еже 1 раза в год участвовать в сессии ЗС. Такие правки я дважды подавал, они не были приняты. Вчера встретился с коллегами, они однозначно высказались за проведение публичных слушаний. Единогласия в городе нет. Город в основном военный, вертикальный, мнений может быть много. Три момента по закону о внесении изменений в Устав: формирования правительство в теч. 30 дней, второе - делегирование права представленияи согласования прокурора ЗС, мы не убираем из полномочий губернатора согласование кондидатуры прокурора. В соответствии о ФЗ о прокуратуры - его назначает Президент. И по выборам: партии предлагают по 3 кандидатуры, президент выбирает 3, ЗС выбирает одну. Это тоже модель выборов. мое предложение - вынести резолюцию - провести публичное бсуждения во всех муниципалитетах города (10).
Агапов, прокуратура: проект изучили, с основными принципами согласны. и с прямыми выборами. Есть два варианта - народным голосованием, депутатами. Способ выбора - право жителей Севастополя и законодателей Севастополя. В рамках ФЗ ЗС может внести изменение в Устав о прямых выборах Севастополя. Единственное требование - строгое соответствие ФЗ - и по вопросу губернатора, и по прокурору.
Ветераны (Субботин): выборы губернатора - одна из задач продолжения Русской весны. То, что город военный требует только назначенца - этоне так. Но выборный губернатор должен быть членом военного Совета, и с этим предложением надо выходить к Президенту. Избирательное право требует, чтобы люди выбирали сами, и мэр города отвечал перед людьми. за него боролись люди, и сейчас за это стоял. Но нужен механизм отзыва. чтобы можно было воздействовать за избранное лицо. Если вся Россия голосует, то почему Севастополь должен отставать от этого?
наука: тарасенко Мария, доктор наук госуправления, МГУ. дискуссия для Севастополя не новая. С новой силой речь идет снова об избрании. Правильно - прямая демократия - важный элемент демократического общества. территория отдельного субъекта - территория тех, кто здесь проживает, - тогда выборы напрямую. Если это территория государства - тогда пытаются усилить президентскую вертикаль. Сущность слова губернатор - первое - представитель центральной власти, высшее должностное лицо субьъекта РФ. Выборы губернатора происходят повсеместно и хорошо. Но выборы - это значит что политические элиты договорились и предложили. избрание просто в ЗС - это значит, что фигура будет очень слабая - все партии управляются штабами. Отставить губернатора очень просто. Но полностью избирать без усиления центральной вертикали - можно избрать такого как Новинский, например. Это должна быть сильная фигура с мандатом от всего населения, и центральная власть тоже должна одобрить.
Мария Большакова: для севастополя это очень важный момент. прямые выборы - создание спосойствия в родном городе. Любое развитие начинается со спокойствия. При анализе контента выборов - прямых и непрямых - много высказываний за прямые выборы, во власти есть серьезные шаги к консенсусу, но обратить внимание на слова оппонентов надо: говорят о проблеме ангажированности выборов, что можно выбрать не того человека. Важно постоянно мониторить общественное мнение. Ресурс научного сообщества может быть инструментом, поскольку слушания трудоемки. Мы выступаем за прямые выборы губернатора, считаем это важным общественным мнением Севастополя - город безусловно в этом нуждается.
Политсовет ЕР: Черников Юрий - шаг, который предусмотрен конституцией и всеми человеческими правами, надо сделать. Есть смысл обмуждать, но нельзя затягивать. проблема обсуждается во всех СМи, всеми институтами, выбора у нас нет - мы должны вносить поправки в Устав города и идти на прямые выборы губернатора. думаю, что с этим согласятся и представители выбранных новых муниципалитетах.
Евгений Бабошкин: город специфический, но не настолько, чтобы горожане были неспособны определить свою волю. Мне сложно понять логику тех, кто против. В чем проблема?! Надо разделить функции - есть управление городом - должен быть хозйственник, а защищать наши рубежи должны люди в погонах, смешивать это ни к чему. необходимо этот вопрос решить, тем более, мы все это дружно обсуждали. балаклава поддержит, если нужны слушания - мы проведем.
Брицын Михаил, Нахимовский.: севастопольцы достаточно давно борятся за право выбирать себе губернатораю Мы не имеет права лишать их этой возможности. Это следствие назначаемости губернатора - конфликтность. решение о прямых выборах снизит конфликтность.
Алексей Ярусов: личная позиция6 прямые выборы должны быть, мы с этим шли в 14 году, и сейчас наши жители района, гороржане этого ждут.
Вусатенко: добрый вечер коллеги. неприятно удивляет, что главы мО не знают законодательства и подменяют понятия и говорят о назначении, упорствуя в этом. Все мы можем обещать все что угодно, видимо, не прислушиваясь к президенту, который говорит, что обещаете - надо выполнять. Я посмотрела в программные обещания партии - там в документах это не отражено. Я не говорю о праве севастополя принимать решение, но это обещание не закреплено в уставных документах. Я стояла на баррикадах, защищала Севастополь, как Чалый. когда кто-то кому-то такие обещания давал. Вы говорите, что все севастопольцы олжны участвовать в избрании, но отказываете им в общественных слушаниях. Вы не даете им право высказаться, а говорите за них, что они хотят избирать подругой модели.
ОП: Халайчев: мнение всей ОП не имею полномочий высказывать, мы его не рассматривали. Личное мнение как непосредственного участника русской весны - у нас был опыт выборов мэра города - АЧ, опыт у нас имеется. Я поддерживаю врио и его мнение, поддерживаю изменения во вносимый закон.
Член совета РО - Макушин Алексей - в законопреокте не только о выборах губернатора, и выборы не первые. мотив - выполнение предвыборных обещаний. меня просили донсти до вас мнение, что губернатора должен назначать президент России. Русская бщина считает, что решение должно приниматься на основе публичных обсуждений. т.н. нулевые чтения.
ЗС при разработке законов должно больше придерживаться норм ФЗ об общественного контроле. К ОП добавляются уполномоченные.
Медведев: скажу как председатель комиссии по проведении референдума. мы 23 года мечтали о самостоятельности, мы это сделали 23 февраля. Мы всенародно избрали губернатора, потом было много разного. пора ставить точку и в вопросах избрания - мы готовы провести выборы. На следующий год - пожалуйста, нужно только принять изменения в Устав. Что тянуть - совершенно не понятно!
Дронова ОЛьга: мне странно, когда руководители МО берут на себя ответственность заявлять от имени общественного мнения. Это право есть у ОП, ОП при гос. органах и ОП при муниципалитетах, которые у нас пока не соданы.
алтабаева: когда мы говорим о выборах - люди когда пришли на выборы и проголосовали - это и есть их точка зрения их. Никакое предварительное обсуждение не изменит их выбор. Это прямая демократия, не требующая подготовки. Нет обязательной нормы, которая нас обязывает это сделать. Но мы хотим узнать эту точку зрения, потому и проводим этот круглый стол.
Донец: член ОНФ, давайте определися - мы обсуждаем проект з-а об изменения в Устав, а не з-н о выборах. Есть целевообразность? Да, есть. второе, публичные слушания: мы знаем, что они носят рекомендательный характер, высшая власть - это референдум. Когда мы утвердим изменения в Устав, мы будем обсуждать з-н о выборах, и этот закон можно будет обсуждать, выносить на референдум и т,д. а сейчас, подерживая изменения в Устав, хочу подчеркнуть - это изменения в Устав, а не закон о выборах.
Сразу видно, кто ближе к народу - простой севастополец - все давным давно за прямые выборы, агитировать за это не надо, надо поставить точку. Часть депутатов ЗС, которые упираются против такого решения, хочу напомнить - вас тоже выбирали севастопольцы. Вы что, им не доверяете?! основаня масса севастопольцев поддерживает это!
Бодорина член ОНФ - непонимание жителей по поводу непринятия поправок в закон у людей - все люди свой выбор уже сделали, и готовы его подтвердить.
Ким Ф.И. - был зам комом ЧФ по строительству и расквартированию - это важный впорос, должно быть правильно взаимодействие между властью и советом. Если правильнобудете взаимодействовать и работать - будет хорошо всем. Каждый должен садиться в свои сани. Если человек профессионал, поддерживает правильно, его поддержат. В Севастополе необходима выборность губернатора.
Минюст - Черненкова Наталья - в целом, фед. закон предоставляет субъекту право выбора. Поддержу прокуратуру в том, чтобы употреблять формулировким, как в ФЗ. Есть ряд поправок лингвистического характера, просим учесть.
что касается необходимости принятия поправок - если необходимость назрела, ЗС вполне правомочна итх принять.
сопредседатели РШ ОНФ: Юрин Валерий: переходный период прошел. Вся россия избирает губернатора. Если мы внесем изменения в Устав - это правлиьное решение, мы еще раз покажем, что Севастополь - единый город, где единство.
немцев: вопрос прямых выборов - это прежде всего вопрос доверия севастопольец и признания гражданской зрелости севастопольцев. Я думаю, своими решениями и делами севастопольцы доказали свое право на выборы губернатора.
Александр Караваев : в назначении Меняйло какая-то логика была. Украина боялась выборов губернатора. Сейчас позиции противников прямых выборов слабы: это нарушение конституции. Севастопль неоднократнодоказал свою политическую зрелость, и жизнью доказал, что право избирать у них есть.
Посметный: я отвечаю за зак-во о вхождении нашего субъекта в проссийскую правовую систему. в теч. 2 лет мы активно вместе работали, чтобы эта система заработала, и сейчас работа на этапе завершения. Эта норма об избрании высшего должностного лица в СФ важна не только, чтобы показать демократичность, но и высшее должностное лицо должно получить вотум доверия на политические решения от всех жителей субъекта. Эта норма направлена на устойчивость власти, я за введение этой нормы, чтобы окончательное вхождение в правовое поле РФ состоялось.
молодежный парламент: Дикусар - выборы губернатора - это один из способов легитимизации власти.
Олег гасанов: бесспорно, севастопольцы достойны выбирать себе губернатора. Но все присутствующие представляют севастопольцев, но мы высказываем свою личную субъективную точку зрения. И мы обязаны обратиться в севастопольцам. Возможно, мы узнаем много нового о мнении севастопольцев. мб, главы муниципалитетов должны избираться всенародно, или глава ЗС должны избираться всенародно. надо услышать ихнее мнение.
Чалый: я думаю, что ядолжен сказать по этому вопросу. Вопрос был инициирован мной. 11 апреля 14 года это было сделано, к этому моменту баррикад не было, самооборона была распущена. в Уставе действительно норма которая была подготовлена - норма выбора по представлению Президента. Седалано это было с одной целью - важнее было в построении власти, а не в способе. Это был компромисс, тогда не были созданы муниципалитеты, депутаты от этого было не в восторге. Я обещал, что первый подниму вопрос о прямых выборах. Два года прошло, мы до сих пор топчемся.
аргументы против: дефекты демократии - можновыбрать не того. Вы знаете, можно. да, это вообще свойство демократии, это пролема, демократия - зудшая форма правления, за ислю, кто говорит - нельзя, поднимает руку на Констуитутции РФ. не могу принять такой аргумент. разговор о потере вертикали власти - в законе говорится, что президент все равно согласовывает, АП действует, вы правда считаете, что президента надо грузить вбыорами нашего губернатора? Может, пусть страной занимается, а не нашим губернатором? Он же инициировал выборность в 12 году. Предложение колесникова деструктивно в принципе - пройти муниципальные ОС, потом в двух чтениях закон, потом выбора - мы так и останемся без губернатора. А вопрос о выборности встанет в слудеющем году. Я не вижу сколь-нибудь убедительных доводов против выборов.
Владимир Евгеньевич Надыкто - мы выслушали мнение севастопольцев и должностых лиц, ОО, четко понимаем, что в соответствии с ФЗ имеем два равноценных способа избрания губернатора, обе нормы действуют, они полноправны, в ФЗ написано, что органы зак. власти вправе выбрать форму избрания. действия, которые последуют за принятием решения о механизме выборов губернатора, были направлены на благо севастопольцев, сев. выбрали депутатов, доверяют вам, верят. что все решения, которые будут приняты, будут на их благо.
Тицкий: я видел, как было тяжело нам добиться того, чтобы наш голос был услышан, чтобы мы могли влиять на то. что происходит в нём, чтобы люди дали возможность самим определять нашу судьбу. нам эти выборы необходимы.
Колесников: были подменены понятия - речь не о противниках вбыоров, а о том, что мы настаиваем на общественных слушаниях. Хочу четко и ясно заявить авторам поправок - в программе партии, как вы ссылаетесь, никакогозаявления о б обещании прямых выборов нет. Вопрос финансов - серьезное замечание. Но вы подписали пояснительную записку - реализация з-на требует финансовых затрат? нужно положительное заключение губернатора, которого мы сейчас не имеем.
Аксенов: один участник слушаний прямо высказался против, а остальные пытаются затянуть процесс, чтобы сорвать выборы под предлогом разных формальностей.
Донец: ст. 37 регламента ЗС - публ. слушания - по вопр. генпланов, изменений, атакже подругим основополагающим вопросам с участием . Перечня основополагающих вопросов нет.
Овсянников: позицию Бд личную я до сих пор не понял. Вы за?
Колесников: молчит.
Овсянников: ответа нет. что касается глав МО - признателен, что позицию высказали. Если они не правы - их будут критиковать и не изберут. Если у нас есть группа противников прямых выборов. Дадим поручение: собрать всех несогласных с прямыми выборами в Севастополе за месяц и доложите об их количестве. Иначе высказывайте личную позицию и выражайте свое мнение.
Представителей офиц.органов, ОО, политпартии сформулировать для ЗС своё короткое мнение по поводу изменений в Устав, которые сегодня предложены. чтобы могли на неё сослаться, когда будем рассматривать вопрос в зале заседания 18 октября.