пт, 25/03/2022 - 16:06

В Севастополе оценили идею Мединского воспевать Россию в школах

Нельзя перейти грань, за которой действия взрослых возымеют обратный эффект.

Использовать американский опыт патриотического воспитания, когда занятия начинаются с воспевания страны и её государственных символов, предложил помощник Президента России Владимир Мединский. Как сообщает ТАСС, соответствующие предложения будут направлены в адрес Министерства просвещения РФ.

Поскольку речь идёт о детях, равнодушных к этой новости в стране будет немного.



«Севастопольская газета» 15 марта уже сообщала о недовольстве педагогов гимназии № 1 тем фактом, что учебный процесс страдает из-за обязательных понедельничных линеек с выносом и поднятием флага.



Участники вышедшей в эфир 25 марта программы ForPost «На троих», которым предложили оценить идею Владимира Мединского, тоже отнеслись к ней осторожно.

И дело, считают они, не только в том, что у детей останется на 15 минут меньше на учёбу. Хотя для любого учителя, добавляет историк, замруководителя регионального отделения ВООПИиК Степан Самошин, и это очень сложный момент.

В таком деле, как воспитание патриотизма, крайне важно не перегнуть палку, не превратить всё в скучную обязаловку — и, как итог, не отвратить детей от тех идей, которые воспитатели хотели бы до них донести, — считают участники программы.



Депутат заксобрания, шеф-редактор телеканала «Первый Севастопольский» Антон Пархоменко напомнил: во времена Украины у севастопольских учителей не было возможности воспитывать детей патриотами России. Но это, заметим, никому не помешало: как показали события Русской весны, с патриотизмом в городе всё было в порядке.



Может быть, именно потому, что патриотизм тогда не был чем-то обязательным, скучным и насильственным?

«Что мы можем противопоставить машине западного воспитания или украинской пропаганде, которая начинается буквально с детского сада? Мы противопоставляем сообщество мыслящих людей, которые хотят разобраться в том, что происходит, не уклоняясь при этом в конспирологические теории, и передают свои знания своим детям. Если бы мне в школе стали рассказывать какие-то такие вещи глобального характера, я бы относился к ним достаточно скептически. Мне было достаточно того, что учителя передавали нам своё понимание справедливости. Это были хорошие учителя, которые вкладывали в нас своё мировоззрение и человечность, но не шли в какую-то глобальную геополитику», — сказал Антон Пархоменко.

В качестве «явного перебора» он привёл пример, когда в 2014 году «на волне патриотизма» политинформации начали проводить в некоторых детских садах Севастополя. При этом упрекнуть Пархоменко в «антипатриотизме» невозможно: в феврале-марте 2014 года он работал в составе Координационного совета по организации управления по обеспечению жизнедеятельности Севастополя, освещая его деятельность.

Согласен с ним и Степан Самошин.

«Разумеется, детей нужно воспитывать патриотами своей страны и города. Но отнюдь не скучными обязательными мероприятиями, линейками и политическими пятиминутками», — подчёркивает он.

В качестве альтернативных примеров были приведены уроки «Севастополеведения», на которых дети узнают о живых страницах истории города.



Напомним: этот предмет со специально для него написанными учебниками «чудесным образом» проник в учебные программы севастопольских школ ещё в середине 90-х. Больше пользы, чем школьная линейка, мог бы принести и субботник по уборке родного города, считает Степан Самошин.



И, наконец, большую роль мог бы сыграть в воспитании настоящего, а не показного патриотизма краеведческий музей, которого в городе нет. А ведь это нонсенс, о котором говорилось многократно и на всех уровнях!

«В советские времена у нас было очень много политинформаций, но это не спасло. Фальшь чувствуется, а детьми особенно», — говорит Степан Самошин.

От себя добавим: не только не спасло, но и подтолкнуло людей к отказу от всего, что ассоциировалось с набившим оскомину официозом и фальшью, переходящей в откровенный цинизм.

«Опасность в том, что мы хорошо знаем, как проводить эти политинформации, как говорить много красивых и правильных слов. В нас, мне кажется, гвоздями забиты эти тезисы, — согласилась с гостями программы и главный редактор ForPost, депутат заксобрания Екатерина Бубнова. — Но где там то, что действительно тронет ребят, что вырастит из них патриотов, а не лицемеров?»

Поддержали участников разговора и читатели. В комментариях тут же сообщили, что дети, которых «заставляют петь гимн», делают это без радости и желания.

«Нас в школах заставляли слушать украинский гимн, спасибо им за это: до сих пор не перевариваю», — написал один из комментаторов.

Резюмируя сказанное, хочется ещё раз попросить всех, от кого зависит принятие столь важных решений: помните, что грань, за которой начинаются цинизм и равнодушие, очень тонка. И перейти её там, где речь идёт о патриотизме, смерти подобно. Что и доказал на своём примере Союз Советских Социалистических Республик.

Ольга Смирнова

Читайте также: