вт, 25/07/2017 - 10:11

В Севастополе не верят в спасение краснокнижных деревьев

 В районе проспекта Античный в Севастополе, где скоро появится новый детский сад, традиционно произрастают краснокнижные деревья можжевельника и фисташки туполистной. Попытка пересадить порядка 60 деревьев на территорию Максимовой дачи оказалась неудачной: деревья засохли.

Вчера в этом убедились участники рейда, организованного региональным отделением ОНФ.

Спасение, обернувшееся гибелью

Тревогу за судьбу пострадавших от строительства краснокнижных деревьев общественники выражали ещё в феврале. Летом началась операция по спасению фисташки и можжевельника, однако биологи и общественники уже тогда утверждали, что пересаживать их так, как это было сделано, нельзя – деревья попросту не приживутся. И вот результат. Как утверждают сотрудники осуществлявшего пересадку ГАУ «Севастопольский лесхоз», результат неокончательный, но особых надежд на спасение деревьев не внушающий.

 

 К участию в выездном заседании регионального штаба ОНФ, кроме общественников, были приглашены представители Росприроднадзора, Севприроднадзора, Российского ботанического общества и ГАУ «Севастопольский лесхоз». Пока все приглашённые собираются у ворот Максимовой дачи, член регионального штаба ОНФ, член Общественной палаты Севастополя Григорий Донец поясняет, что стало поводом собраться здесь в начале рабочего дня.

«На место строительства на Античном проспекте я выезжал четыре раза. Было принято решение пересадить краснокнижные деревья на Максимову дачу. И вот в середине июля 23 фисташки и 46 кустов можжевельника были пересажены. Четыре дня назад я, председатель общественного совета Севприроднадзора Наталья Мильчакова и председатель регионального отделения Лилия Бондарева поехали посмотреть, в каком состоянии растения находятся после пересадки, и увидели, что все деревья усохли. При этом я подтверждаю, что их поливали – следы полива были видны. После этого я обратился в природоохранную прокуратуру, которая ждёт от нас протокола выездного заседания для принятия мер», – рассказывает он.

Председатель общественного совета Севприроднадзора Наталья Мильчакова утверждает, что решение пересаживать деревья в середине лета было заведомо губительным.

«Есть приказ Росприроднадзора, который разрешает это делать. Но он издан в 2012 году, когда субтропический Крым ещё не входил в состав России. У нас это тоже можно делать, особенно если дерево достаточно молодое, с не слишком развитой корневой системой – но только в холодное время, лучше всего в ноябре и при соблюдении определенной технологии. Фисташка внесена в федеральный список охраны, а такие виды имеют очень сложную экологию и биологию воспроизводства. Можжевельник играет значительную экологическую роль – прежде всего он оздоравливает воздух. А фисташка выполняет ещё и противоэрозионную, средообразующую, почвозащитную функции. В нашем сейсмическом районе, в нашем балочном рельефе это растение – настоящее спасение. Плюс к тому оно очень глубоко берёт воду, а Севастополь, как мы знаем, ею не слишком богат. Поэтому фисташка для нас – показатель здоровья нашей экосистемы», – говорит она.

 

 К сожалению, те конкретные деревья, о которых идёт речь, назвать символами здоровья экосистемы невозможно при всём желании. Их осмотр не оставляет сомнений: растения не прижились. Однако директор «Севастопольского лесхоза» Алевтина Гайдукова уверяет, что растения оживут. Свидетельством тому, по её словам, является свежая почка, обнаруженная на одной из ветвей сухого дерева. Почку демонстрируют всем присутствующим, однако биологи настроены скептически.

«Я видела, как такие почки вырастают на уже спиленных деревьях – растения еще долго агонизируют», – утверждает одна из общественниц.

Живые и мертвые

Не менее угнетающую картину представляет собой и можжевельник. Представители ГАУ «Севастопольский лесхоз» заверяют: он и на прежнем месте находился в плохом состоянии. Многие растения были обнаружены пожелтевшими, с обломанными ветками, а несколько кустов и вовсе пришлось оставить на месте строительства как не имеющие шансов на выживание.

«Из 23 пересаженных фисташковых деревьев только 4, может быть, останутся в живых, большинство сбросило листву. Моё мнение как биолога, что при пересадке была нарушена корневая система. Но эти деревья достаточно молодые, и надежда, что они оживут, все-таки есть. Удручающее состояние демонстрирует можжевельник. Наш прогноз – кусты погибнут, потому что посажены не в свой природный биотоп. В этой части Максимовой дачи растёт около тысячи пород деревьев, но можжевельника среди них никогда не было – так этот парк был заложен. И, конечно, пересаживать это растение с Античного проспекта стоило в его природный биотоп. Почему это было сделано именно на Максимовой даче, мне непонятно. Поэтому сейчас наша основная задача – создать такой механизм, который позволил бы ещё при проектировании учитывать, что будет со сложившимися на месте строительства природными комплексами. Проблема, к сожалению, актуальна не только для проспекта Античного, но и для Ласпи, и для бухты Казачей, и для всего Севастополя. И сейчас мы вместе с ОНФ пытаемся такой механизм продумать», – рассказывает Наталья Мильчакова.

Начальник отдела лесного хозяйства ГАУ «Севастопольский лесхоз» Виталий Савицкий заверяет: технология пересадки соблюдена полностью.

«Растения пересажены в соответствии с технологической картой, которую одобрил независимый эксперт, кандидат биологических наук, фамилию которого я называть не буду. Ком земли был размером полтора на метр, у фисташки туполистной – диаметра около 2,5—3 метров. Все растения были перевезены и пересажены в заранее подготовленные ямы, все регулярно поливаются, все требования, предусмотренные в проекте компенсационных мероприятий, выполняются и будут выполняться в дальнейшем. Посмотрим на их состояние осенью, но окончательный вердикт, я думаю, можно будет выносить только весной. В случае если они погибнут, будут проведены компенсационные мероприятия – деревья всё равно будут высажены», – обещает он.

 

 «Хочу отдать должное сотрудникам «Севастопольского лесхоза» – коллектив действительно пытается деревья сохранить. Но, к сожалению, прогноз неутешительный. Экспертное заключение по фисташке я не видела, но мне очень хотелось бы с ним ознакомиться. И общероссийскому народному фронту обещали его предоставить», – отвечает на это Наталья Мильчакова.

«То состояние краснокнижных деревьев, которое мы увидели, будет отражено в протоколе. Окончательный вердикт будет вынесен уже весной, но уже сейчас могу сказать – пересаживать зеленые деревья так, чтобы они усыхали, нельзя. Это наш город, и никто, кроме нас, порядок в нём не наведет. Детский садик можно построить за год, а чтобы вырастить такое дерево, нужны десятки лет. Один наш известный политик говорил: хотели как лучше, а получилось как всегда. Пора нам отходить от этой методики. И ОНФ не оставит краснокнижные деревья на произвол судьбы», – сказал Григорий Донец.

По его словам, протокол выездного заседания будет представлен в межрайонную природоохранную прокуратуру и в центральный штаб ОНФ.

«Вторая проблема, которую мы будем поднимать и широко освещать в ближайшее время, – это состояние Тороповой дачи. Туда будут приглашены руководство города, Севприроднадзор, центральный штаб ОНФ. Историю с Тороповой дачей, которая длится уже четвёртый год, пора прекращать – особо охраняемая природная территория должна вернуться в свой первозданный вид. Если мы не будем беречь и отстаивать нашу уникальную природу, мы потеряем её навсегда», – заключил Григорий Донец.

Ольга Смирнова

Фото автора

Теги:
Читайте также: