В Севастополе нашли место, исполняющее мечты
– Светлана, опубликуйте статью, что счастье на небесах закончилось и, по последним научным данным, натирание памятников притягивает проблемы для натирающих, – просит севастопольский скульптор Константин Цихиев, глядя на карту-памятник в честь брига «Меркурий». Эта его работа совсем недавно украсила обновлённый Матросский бульвар.
Хрупкое изящество боевых кораблей, компактная монументальность основания, ощутимая взглядом тяжесть канатов, торжественность старинного шрифта – и всю эту выстроенную художниками гармонию разрушает бронзовое сияние носа на барельефе Александра Казарского. Поблескивая, с носом перемигиваются ордена, погоны и пуговицы бесстрашного капитана.
Карта-памятник редко бывает одинока – рядом обычно есть люди, с заинтересованностью и восхищением изучающие детали монумента. И это, конечно, греет сердце скульптора. Но вот то, как люди приложили руку к творению, его не радует. Традиция загадывать желание, натирая части изваяний, не вызывает у него сентиментального умиления.
– Это и смешно, и грустно. Дурацкая традиция говорит о людской глупости и невоспитанности. Я вообще считаю, что все это разновидность вандализма. И это тема для разговора с горожанами, – расстроенно произносит он.
Константин вспоминает молодую журналистку, вопрос которой он не сразу смог понять. Она считала, что скульптор должен специально предусматривать у своего творения «место для натирания».
– Я немного опешил от постановки вопроса. Тем не менее разговор состоялся, хотя вопросы по натиранию носов были явно не по адресу. Короче, я посоветовал ей тогда повесить табличку «Трите якорь!».
Пока Константин Цихиев рассказывает эту историю, барельеф Казарского начинает полировать взрослая дама.
– Знаете, скульптору это не нравится, – рискую обратиться к ней я.
– Ничего, он не видит!
– Видит, вот он, рядом с вами.
Радости от этой новости у женщины больше, чем смущения.
– У меня сын служит, он майор. Хочу, чтобы подполковника получил, – объясняет она.
Её слова явно смягчают суровость скульптора. Такой аргумент в городе русской славы – железный. В этом случае – бронзовый. Но позиции Константин Цихиев сдаёт не полностью:
– Но нос всё же не трите – а то с носом останется!
– Ой! Не надо! – вздрагивает женщина. – А как вас зовут? Меня сын точно спрашивать будет.
Полировать памятники во имя исполнения мечты, возлагая все надежды на скульптуру, её героя или автора, – очень непредусмотрительно, считает Константин Цихиев. Сила искусства, конечно же, велика, но пренебрегать традиционными путями к счастью всё же не стоит, усмехается он.
Ну а если уж очень важно/нужно/хочется заручиться поддержкой небес –
«ТРИТЕ ЯКОРЬ!»
Разговоры на Матросском бульваре слушала Светлана Косинова
Фото автора