ср, 26/04/2023 - 16:06

В Севастополе начали сносить самострой у школы № 54, но остановились

Дом получил повреждения, но выстоял.

Пятиэтажный дом № 58 на улице Героев Бреста, возведённый незаконно на земле ИЖС, начали сносить 24 апреля.

В отличие от сноса дома № 80 на улице Генерала Мельника, который вызвал большой общественный резонанс, в этот раз на месте не было и.о. вице-губернатора Евгения Горлова, а рабочих не охраняли сотрудники полиции.

Да и рабочих было всего два человека, один из которых — водитель экскаватора. До прибытия на место представителя владельца здания и полиции спецтехника успела разворотить часть здания. На этом демонтаж был прекращён.

В ситуации попытался разобраться корреспондент ForPost.

Читайте также: «На месте скандального дома в Севастополе будет „чистый” земельный участок»

Сносим неправильно?

По словам строителя дома — директора ООО «Стройсервис» Александра Шепитько, никаких уведомлений о сносе он не получал.

Согласно постановлению правительства Севастополя № 160-ПП, лицо, осуществившее самовольную постройку, должны уведомить о дате и времени сноса. К уведомлению полагается приложить копию акта о сносе.

Об «атаке» экскаватора он узнал от соседей.

«Проект сноса подразумевает соблюдение техники безопасности, ограждения вокруг. В проекте написано, что звено из шести человек ведёт ручную разборку, что здание разбирается сверху вниз. А тут пришёл огромный трактор и бьёт фундамент. То есть их методика заключается в том, чтобы здание сложилось», — возмущается собеседник ForPost.

Снос незаконного дома № 58 на Героев Бреста, разрушенный вход в подъезд

В итоге Александр Шепитько вызвал полицию.

Как ForPost рассказали в департаменте городского хозяйства, организовывался снос через подведомственное учреждение ГБУ «Парки и скверы». Оно, в свою очередь, привлекло в качестве подрядчика ООО «Биопартнёр» — именно эта компания указана на информационной табличке на месте сноса.

Уточнить в департаменте городского хозяйства, насколько ход работ соответствовал утверждённому плану, на момент публикации не удалось.

Ложные надежды

Александр Шепитько заявляет, что у него была надежда на введение дома в эксплуатацию.

Однако у руководства города нет никаких сомнений в том, что дом не имеет права на существование: решение о сносе этого самостроя, а также соседнего дома № 60, было принято 11 апреля на заседании комиссии по проблемным, не введённым в эксплуатацию многоквартирным домам, которую возглавляет губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

Оба дома построены на участках с видом разрешённого использования ИЖС, но являются многоквартирными. Дом № 58 Гагаринский суд в 2016 году признал самовольной постройкой, а тот факт, что он не достроен и в «квартиры» ещё не заселились жильцы, стал важным обстоятельством для принятия окончательного решения о сносе.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев на заседании комиссии отмечал, что вводить проблемные дома в эксплуатацию «скрепя сердце» порой приходится — если в них уже живут люди.

Как сообщал на заседании и.о. замгубернатора Евгений Горлов, дома № 58 и 60 не подключены к коммуникациям, не было даже заявок на присоединение к сетям. По его словам, подведение, а точнее создание новых коммуникаций, обошлось бы примерно в такую же сумму, какая была потрачена на строительство.

У собственника Александра Шепитько другое мнение: канализация под домом сделана, вода подведена, а вопрос с электроснабжением можно было бы решить установкой более мощного трансформатора.

По его словам, о проведении заседания комиссии, в ходе которого власти приняли решение о сносе постройки, собственника не уведомили, и он не мог попытаться отстоять свои интересы.

В беседе с корреспондентом ForPost он рассказал «историю дома».

Строительство началось в 2013 году, после воссоединения Севастополя с Россией в 2014 году была зарегистрирована декларация о строительстве, через несколько месяцев уже был готов каркас. В 2015 году власти потребовали стройку остановить.

Потом была проверка Гостройнадзора, и чиновники рекомендовали включить объект в список поднадзорных, однако собственник этого не сделал, поскольку уже шли судебные разбирательства.

Александр Шепитько заверяет: пятиэтажный дом строился без привлечения дольщиков и исключительно для себя и многочисленного семейства.

«Мы соблюдали предписания, не вели работ, не усугубляли ситуацию, пытались поговорить с властями. Если бы нам не давали надежду на то, что дом удастся сохранить, мы бы своими силами снесли, привели бы в соответствие индивидуальному дому и жили бы в нём. А сейчас будем вынуждены за снос дома возместить баснословные деньги», — жалуется Александр Шепитько.

По его словам, представитель подрядчика уже озвучил сумму — 15 миллионов. Собеседник ForPost считает, что снос экскаватором стоит не больше миллиона.

Ложная, как оказалось впоследствии, надежда у собственника появилась ещё в 2018 году, когда комиссия по подготовке ПЗЗ, занимающаяся вопросами изменения вида разрешённого использования земельных участков, рекомендовала изменить ВРИ с ИЖС на «среднеэтажную жилую застройку».

Выписка из протокола заседания комиссии

Проблемный объект рассматривали также на заседании комиссии по регулированию градостроительной деятельности. Тогда было заявлено, что объект можно сохранить при условии проведения процедуры по изменению ВРИ земельного участка с учётом публичных слушаний.

В ходе публичных слушаний изменение вида разрешённого использования участка было поддержано. И собственник посчитал, что с правительством можно будет заключить мировое соглашение и сохранить самострой.

Квартал, в границах которого располагается земельный участок, согласно ПЗЗ, входит в территориальную зону смешанной индивидуальной жилой застройки, и ВРИ «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» является для неё условно разрешённым.

«Накануне заседания последней комиссии, 4 апреля этого года, я был на приёме у вице-губернатора и директора департамента архитектуры. Мы разговаривали о том, какие есть варианты, то есть был диалог. Для нас полным шоком оказалось такое решение. Даже если его приняли, почему нам не сказали? Мы узнали о нём из СМИ. А через две недели уже приехал экскаватор», — говорит Александр Шепитько.

«Мы на всё согласны»

Собственники написали губернатору Севастополя письмо с просьбой рассмотреть любые возможности сохранить объект.

Сейчас Александр Шепитько озвучивает разные варианты — сделать на первом этаже музыкальную школу, отдать верхние этажи под реализацию жилищных госпрограмм, отдать часть квартир бесплатно для участников СВО.

«Зачем ломать дом? Он сделан качественно. Мы делали геологическую экспертизу, у нас свайное поле, шестиметровые сваи — до самой скалы, подвальный этаж. Я согласен за свой счёт снести этаж или какую-то часть дома. Мы бы сделали это аккуратно, с сохранением конструкции. Привели бы в соответствие любому виду, который бы устроил правительство», — выражает свою позицию застройщик.

Если же дом всё-таки сохранить не удастся, то Александр Шепитько просит дать ему возможность сносить постройку самостоятельно.

Читайте также: «В Севастополе снесут несколько самостроев и заброшек»

Нет оснований

Возможность сохранения объекта капитального строительства в тех параметрах, в которых он был возведён, зависит от наличия у собственника целого ряда документов. Правительство города оснований для заключения мирового соглашения по самострою не видит. Такую позицию власти озвучил ForPost и.о. вице-губернатора Севастополя Максим Жукалов.

«Решения суда о признании объектов самовольными постройками были приняты в 2016 году. С того времени отношение законодателя к этим вопросам изменилось. Появился признак существенности нарушения для принятия решения о сносе, появился такой признак, как приведение в соответствие с установленными требованиями. Однако мы не увидели оснований сохранять дом № 58 на Героев Бреста», — заявил замгубернатора.

Основными факторами, на которые обращают внимание чиновники при принятии решения по проблемному дому, являются достаточность ресурсов для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей, включая водопровод и электроснабжение, площадь участка — должна быть выделена территория для парковки и озеленения, а также наличие разрешительной документации украинского периода.

По словам Максима Жукалова, решения в пользу собственника принимаются, если есть разрешение украинского периода и соответствующий проект под него.

В пример он привёл дома на улице Молодых Строителей. Они построены на участке ИЖС, но по документам, выданным до 2014 года, проходят как «малоэтажные многоквартирные дома повышенной комфортности».

«В то время такое разрешалось, и получается, что дома строились легально. Они введены в эксплуатацию, но люди не могут зарегистрировать права на квартиры, поскольку вид разрешённого использования в российском правовом поле определён как ИЖС. С исками о сносе этих домов никто не выходит, потому что их разрешили такими построить органы власти», — поясняет Максим Жукалов.

Есть другой пример: дом № 8 на улице Стрелецкой, по которому власти заключили с собственником мировое соглашение, хотя МКД тоже был возведён на земле ИЖС.

В 2020 году губернатор Севастополя подписал распоряжение об изменении ВРИ этого земельного участка на многоквартирную застройку. Такое решение было принято в том числе благодаря тому, что застройщик расширил площадь земельного участка. Важную роль сыграл и тот факт, что квартиры в доме уже были проданы людям.

С недостроем на Героев Бреста, по словам Максима Жукалова, всё непросто.

Основанием для сноса дома № 58 послужило решение Гагаринского районного суда от 16 августа 2016, в котором указано следующее:

«Суду не предоставлено надлежащих доказательств о соблюдении правил застройки земельного участка, а также утверждённой проектной документации и о соблюдении строительных норм и правил на земельном участке, предоставленном для эксплуатации индивидуального жилого дома».

Пятиэтажку строили на приусадебном участке с целевым назначением «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений». По законодательству, действовавшему в Севастополе на время начала работ, на участке можно было возвести только индивидуальный жилой дом или дачу.

Согласно российскому законодательству, указанный вид целевого использования допускает строительство жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, и высотой не выше трёх этажей.

Вице-губернатор подчёркивает: условно разрешённый вид использования при наличии решения суда о признании постройки самовольной никак не может быть применён к данному земельному участку. Изменить же условия исполнения решения суда возможно только на основании мирового соглашения.

По словам Максима Жукалова, на заседание комиссии по проблемным домам приглашались собственники обоих незаконных МКД на Героев Бреста. Но он готов ещё раз изучить документацию по дому № 58, включая разрешения на строительство и техусловия на электроснабжение. Застройщика вице-губернатор пообещал пригласить на личный приём.

Алина Громова

Фото ForPost

Читайте также: