чт, 03/08/2023 - 13:02

В Севастополе может стать меньше водителей такси и общественного транспорта

Для судимых закрывается еще одна возможность найти работу.

Год назад депутаты Госдумы РФ проявили заботу о безопасности пассажиров, приняв закон № 155-ФЗ. Предусмотренные им поправки к Трудовому кодексу обязывают всех водителей такси и общественного транспорта, включая машинистов метро, до 1 сентября 2023 года предоставить работодателю справку об отсутствии у них судимости либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим их основаниям. В противном случае они будут уволены. По крайней мере, работодатель должен это сделать.

Гражданам, судимым за относительно мелкие нарушения закона, увольнение не грозит - только имеющим непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Работать в такси 155-ФЗ запрещает совершившим убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, а также половой неприкосновенности и половой свободы личности. К водителям автобусов, трамваев, троллейбусов «и подвижного состава внеуличного транспорта» требования не столь суровые: из их рядов будут изгнаны лишь имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против мира и безопасности человечества. Плюс, как и в случае с таксистами, за преступления, предусмотренные законодательством другого государства - члена Евразийского экономического союза и соответствующие уже перечисленным преступлениям.

Вряд ли для кого-то станет открытием, что люди, отбывшие наказание, испытывают немалые трудности при поиске работы. Новая законодательная норма закрывает для них еще одну дверь в честную жизнь. Не приведет ли это к росту преступности? И как новшество согласуется с соблюдением прав человека?

Политолог, юрист и бывший сотрудник правоохранительных органов Вадим Колесниченко считает, что согласуется не очень хорошо.

«Я понимаю, когда мы запрещаем работать с детьми людям с непогашенной судимостью по преступлениям против личности, - говорит он. - К сожалению, тюрьма очерствляет человека, и на детей такие люди могут оказывать не самое лучшее воздействие. Но в данном случае… Давайте вспомним наших выдающихся киноактеров - например, Георгия Жженова, который отсидел по 58-й статье 7 лет. И, несмотря на это, был кумиром советского общества. И таких людей среди наших артистов и писателей огромное количество. Так что же, нам надо зачистить от них и наше прошлое?».  

Есть, отмечает Вадим Колесниченко, у этого сложного вопроса и еще один аспект, - получается, что государство расписывается в собственном бессилии, признавая свою неспособность исправить оступившегося человека.

«Согласно философии нашей пенитенциарной системы, вопрос отбытия наказания - это вопрос не унижения человека, а его перевоспитания. Если же пойти по логике, подсказанной новым законом, получается, что мы его не только унижаем, но и лишаем каких-либо прав в будущем», - подчеркивает он.

Одно дело, когда суд выносит приговор чиновнику, запрещая ему в течение определенного срока занимать руководящие должности, - говорит собеседник. И совсем другое - когда запрет на работу, не связанную с госсистемой, касается значительной массы людей. Тем более что среди них вполне могут оказаться и люди, которые на самом деле преступления не совершали - от таких ошибок правоохранительная система тоже не застрахована. 

«Я считаю, что это странное и ничем не обоснованное решение, которое будет создавать в обществе дополнительное социальное напряжение», - говорит Вадим Колесниченко.

Уполномоченный по правам человека в Севастополе Павел Буцай сообщил ForPost, что обращений к нему по этому поводу пока не было и что вопрос требует изучения. В пресс-службе Севэлектротранса ограничились уведомлением, что предприятие неуклонно соблюдает требования законодательства. Других сведений (в том числе об ожидаемом или не ожидаемом сокращении рядов водителей) нам не предоставили.

Ольга Смирнова

Читайте также: