сб, 02/06/2018 - 18:00

В Немецкой балке готовится площадка под «чистый бизнес»

Работы, начатые в Немецкой балке во имя безопасности севастопольцев, рискуют обернуться ещё большим счастьем — полным благоустройством пляжной зоны.

Что ждёт любимый многими севастопольцами дикий пляж у Немецкой балки и как работы по его террасированию отразятся на всей геосистеме региона — эти вопросы обсудили на круглом столе в местном отделении Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Напомним, террасирование километровой полосы между Немецкой балкой и посёлком Кача было начато в марте 2018 года, чтобы обезопасить отдыхающих на пляже. Грунт, который на треть состоит из пляжеобразующего материала, при этом поставляется субподрядчиком - компанией «Стройинвестмеханизация» - для отсыпки полотна трассы «Таврида». Работы вызвали тревогу как простых севастопольцев, теряющих любимое место отдыха на природе, так и учёных — они предсказали всей береговой полосе необратимые последствия, если террасирование не будет сопровождаться берегоукреплением и сохранением пляжеобразующего материала.

Читать по теме: Для Немецкой балки в Севастополе прозвенел «последний звонок»

Встреча, состоявшаяся в ОНФ 31 мая, была уже второй на эту тему. Напомним, в ходе первой, на которой мнение учёных было представлено только несвоевременно полученным заключением ГУП РК «Крымгеология», чиновники и представители надзорных органов не нашли причин для прекращения работ — но констатировали, что работы были начаты без полного комплекта разрешительной документации, в том числе — отражающей позицию науки.

«Что делать, когда всё уже начато?», — таким формулировался вопрос той встречи.

«Чистый бизнес!»

Учёные категорически отказались трактовать проект с тремя террасами шириной в 50 и высотой в 7–8 метров как однозначное благо. Очередную попытку главы Качинского муниципалитета Николая Герасима уверить окружающих, что никакого пляжеобразующего материала в глинистых склонах побережья нет, они остановили пластиковой бутылкой с камнями из вывозимого грунта. До конца обсуждения ёмкость стояла на столе визуальным напоминанием о, мягко говоря, недостоверности заявлений местного главы. К слову, не стал Герасим  убеждать учёных, напомнивших о толовых шашках как о простом и экономичном средстве предохранения от обвалов, в том, что такие подрывы повышают вероятность обрушений.

«Кусок побережья превратили в карьер. Это чистый бизнес!» — считает доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Морского гидрофизического института, член рабочей группы «Морские берега» совета РАН по проблемам Мирового океана Юрий Горячкин.

Были и другие, более бережные и экономичные способы обезопасить отдыхающих, сообщили учёные.

«Достаточно было одной такой, как у вас, террасы или же трёх террас шириной 15 метров, со скидыванием вниз пляжеобразующего грунта, а здесь у нас вывоз земли плюс благоустройство», — говорит Владимир Удовик. В Морском гидрофизическом институте РАН он занимается именно гидрофизикой шельфа.

По мнению ряда участников обсуждения, такая ширина террасы позволит не только изъять необходимое подрядчику количество грунта, но и удобно расположиться будущему «благоустроителю» пляжа.

«Совестно прикрывать работами по безопасности устройство площадки под бизнес», — высказалась одна из участниц обсуждения.

Владимир Удовик предупредил: самая тяжёлая ошибка — думать, будто природные последствия коснутся только зоны работ. Цепочка следствий понятна даже неспециалисту: песок и галька, защищающие обрыв от размывания штормами, со временем истираются — если с обвалами не поступит их новая порция, море наступит на берег. Примеров этому достаточно, в том числе — и в Крыму. Далее последует размыв побережья, причём не обязательно именно там, где велись работы. Течения в этом районе таковы, что, по мнению учёного, под удар волны в первую очередь попадет район самой Качи, где жилая застройка подступает вплотную к обрыву.

«Завозить гальку и песок придётся куда угодно», — предупреждает Удовик.

«Я не учёный, но проект не повлияет на все пляжи Крыма!» — убеждён глава муниципалитета Николай Герасим.

Ещё одну угрозу несут с собой грунтовые воды, стекающие через 30-метровый обрыв. Когда он будет уменьшен, на него придётся гораздо большая водная нагрузка, и это сильно уменьшит его твёрдость — сведя на нет предшествующие работы по безопасности. Как укрепить нижнюю террасу — отдельный непростой вопрос. И вариант «забетонировать» уже предложен.

Что делать?

Заключение «Крымгеологии» сообщало о необходимости обязательной берегозащиты, сохранения 500 тысяч тонн пляжеобразующей части грунта и подсыпки его по 50 тысяч тонн в течение 10 лет, а также о единовременной высыпке 200 тысяч тонн такого грунта под первую террасу в момент работ или по их окончании. Экономическая же выгода сегодняшнего подрядчика при таких объёмах сохранения резко падает, особенно с учётом того, что вывезти не получается именно верхние, самые большие по площади слои: 1 метр плодоносного и 7–8 метров пляжеобразующего.

«Нам эти 7 метров не нужны. Мы тоже болеем за город!» — заверил присутствующих главный инженер компании-подрядчика «Стройинвестмеханизация» Евгений Виноградов.

Кому кормить пляж?

Вопрос о том, кто, где и за какие средства будет хранить и подсыпать грунт, на первом круглом столе стал неожиданным и остался открытым — но слово «инвестор» уже прозвучало. В отличие от чиновников учёные насущность вопроса оценили — поступило даже предложение возложить это на тех, кто поставил свои подписи в разрешении на земляные работы.

Предложение главного инженера компании-подрядчика «Стройинвестмеханизация» Евгения Виноградова «складировать» весь грунт тут же, у террас, учёные категорически отвергли.

«Это противоречит Водному кодексу, и никто из здесь сидящих складирование на пляже не подпишет», — сказала эксперт ОНФ, сотрудник Института биологии южных морей РАН Наталья Мильчакова.

Вопрос, казавшийся неважным на предыдущей встрече, в этот раз встал во всей степени сложности. Предложения свелись к двум вариантам: или дорогостоящей берегозащитой займётся муниципалитет — с мая 2018 ему переданы эти полномочия, — или же инвестор.

У главы муниципалитета такое предложение одобрения не вызвало, а вот Евгений Виноградов сообщил о готовности «Стройинвестмеханизации» «разработать проект благоустройства так, как это видит город». Ранее у представителя подрядчика уже проскользнуло: «Мы делаем площадку, интересную инвесторам города».

«Инвестор заберёт этот золотой кусок под благоустройство», — обнадёжил всех в финале заместитель начальника Севприроднадзора — начальник государственной экологической инспекции Вадим Писляк.

Во все «Паруса»

Итогом обсуждения стала рекомендация внести в план производственных работ в Немецкой балке сформулированные «Крымгеологией» требования, в ближайшее время инициировать разработку проекта берегозащиты и благоустройства территории.

Читать по теме: Спецслужбы остановили бульдозеры на пляже под Севастополем

Пример бетонной набережной «Парус», практически съевшей главный пляж в гарнизонной части Качи, сторонниками благоустройства и инвестирования был принят как позитивный. То, что загорать приходится на узенькой песчаной полоске, упёршись затылком в бетонную стену, видимо, компенсируется возможностью посетить магазины и кафе на набережной и поглазеть на многоэтажные апартаменты вместо природного обрыва. В версиях, ранее озвученных Николаем Герасимом по Немецкой балке, звучали варианты от простой парковки до бассейнов на террасах.

Каким в итоге будет благоустройство Немецкой балки, без которого теперь, по мнению участников обсуждения, уже не обойтись, обещают обсудить с жителями.

«Это предусмотрено требованиями», — заверил сопредседатель регионального штаба ОНФ Владимир Немцев.

По информации ForPost, в данный момент работы в Немецкой балке остановлены.

Светлана Косинова

Теги:
Читайте также: