пт, 25/03/2022 - 19:00

В Херсонесе исторические детали заменяют на имитации

Руководство музея не видит разницы между подлинным и новоделом.

Увы, сегодняшние хранители истории в Севастополе часто не видят разницы между потемневшим от времени шедевром живописи и новенькими фотообоями и даже выбирают последние — они «лучше смотрятся». Новый повод к разговору об этом в программе «На троих» дал музей-заповедник «Херсонес Таврический».

Напомним: там начался ремонт (ремонт, а не реставрация!) здания Византийского отдела, изначально — архиерейского дома. Ему в этом году исполняется 160 лет, это одно из самых старых сохранившихся зданий в Севастополе. Совершенно невероятно, но оно при этом не являлось объектом культурного наследия. Когда это стало известно, заявление на его включение в охранный реестр подал Степан Самошин — в декабре 2021 года. Однако срок рассмотрения документа — 90 рабочих (!) дней, и ремонт — случайно или неслучайно — начался до рассмотрения заявления в Севнаследии.

Грубая аппаратная шлифовка стен и замена старинных деревянных окон с расстекловкой на коричневый, якобы имитирующий дерево пластик, возмутили Степана Самошина.

«Невероятная ситуация: историки уничтожают историю», — заявил он.



Вот окна, которые были, и только что установленные, пока еще в белой защитной пленке.

Музей-заповедник официально назвал его позицию «мифами» и попытался их «развенчать», заявив, что окна вовсе не исторические, к тому же побитые шашелем, а некоторые заменены на пластик ещё при Украине.

Окон и рам в здании несколько десятков, обращает внимание историк. Какие-то из них сохранились во время войны, а какие-то были воссозданы после, и так бережно, что их невозможно отличить от первоначальных — хотя дом не являлся ОКН. Таким путём нужно было идти и сейчас.

«Тут должна быть реставрация, а не ремонт, и рамы должны быть восстановлены. А если это невозможно — сделать новые из таких же материалов, с фурнитурой, которая осталась, с такой же расстекловкой и такой же толщиной переплёта. Ни о каком пластике речь идти не может, и не важно, какой он — коричневый, синий, зелёный. Стеклопакета там не может быть в принципе», — говорит Степан Самошин.

Он настаивает на общеизвестном: в историческом здании все его части должны быть историческими, а оконные заполнения являются важнейшей частью облика любого здания. Их рисует архитектор, это часть его замысла.

«2000 окон в Эрмитаже — все деревянные. И в наших крымских дворцах — Ливадийском, Массандровском, Воронцовском, Юсуповском — деревянные окна. Там что, нет ценных экспонатов? Просто за окнами нужно ухаживать, а для климатического контроля есть оборудование», — напоминает Самошин.

Руководство музея-заповедника смотрит взглядом завхоза — «Это старое!» — на то, что с точки зрения культурного человека является раритетом, отметил участвовавший в разговоре журналист и депутат Антон Пархоменко. Примеров этого в Севастополе достаточно, а вот хозяйственной выгоды обычно не получается. Тот же «некрасивый» серенький парапет из крымбальского камня у памятника Сенявину заменили на «беленький», а он, как известно, начал крошиться в том же сезоне.

Претензии защитников исторического наследия в руководстве музея-заповедника тем не менее «услышали».

«В будущем планируется провести работы по воспроизведению расстекловки исторических окон», — пообещали там.

Расстекловка что деревянных, что пластиковых окон предполагает переплёт, в который вставлены несколько стёкол. Что именно подразумевается под «воспроизведением расстекловки», ForPost решил уточнить в музее-заповеднике. Ответ был предсказуем: планируется закрепить на стекле имитирующие расстекловку планки.

Если предположить, что руководство музея действительно не видит разницы между деревом и пластиком, расстекловкой и имитацией, может, нам стоит ждать замены экспонатов в Херсонесе на «воспроизведённые»?! Ведь те, что сегодня выставлены в экспозиционных залах, выглядят как-то старенько и бледненько — не находите?

Светлана Косинова

Читайте также: