сб, 18/12/2021 - 18:20

Свастика из голубей и храм на крыше: какие тайны хранит главный вокзал Крыма

И почему советский проект может определять судьбу полуострова.

Несмотря на то, что поездом в Крым сейчас прибывает небольшая часть туристов, железнодорожный вокзал Симферополя остаётся знаковым местом полуострова. Однако мало кто из пассажиров знает, что скрывается в привычных, на первый взгляд, деталях декора зданий.

Лебедь с одним крылом

На днях Симферопольский вокзал отпраздновал своё 70-летие. Настоящий вокзальный комплекс вместо разбомбленной железнодорожной станции было решено построить в Симферополе сразу после освобождения полуострова от немецко-фашистских захватчиков.

Уже в 1945 году московский архитектор, автор нескольких столичных станций метро Алексей Душкин презентовал свой крымский эскиз. Его проект утвердили, и через год был дан старт работам. А спустя пять лет, в декабре 1951 года, новенькое здание сдали в эксплуатацию.

Первоначальный проект архитектора предполагал симметричное крыло аркады на месте нынешних троллейбусных касс к востоку от центральной башни с часами. Общая фигура должна была напоминать раскинувшего крылья белого лебедя. В итоге остановились на эскизе с одним «крылом».

«Там, где сейчас троллейбусные кассы, в конце XIX века был построен привокзальный храм, окружённый небольшим сквером. Одна из посаженных там шелковиц сохранилась до наших дней — прямо на углу рядом с кассами», — рассказал ForPost краевед, гид-экскурсовод Иван Коваленко.

Таким образом, на вокзале растёт одно из самых старых деревьев Симферополя.

Языческое святилище

Газеты того времени писали, что залы ожидания и ресторан вокзала отличаются жизнерадостной архитектурной отделкой. Фасад выполнен из инкерманского известняка, который в солнечные дни буквально ослепляет своей белизной на фоне голубого крымского неба.

«Душкин понимал, что уставший от войны народ, приезжая на отдых, должен чувствовать себя позитивно», — пояснил Иван Коваленко.

Отделка наружных стен железнодорожных «ворот» в Крым перекликается с убранством Ливадийского дворца. Помимо белоснежной отделки, элементы царской резиденции угадываются в кессонных арках: похожим образом украшен потолок в ливадийской парадной столовой, где проходили основные исторические события Ялтинской конференции, напомнил краевед.

Украшение арок вокзала напоминает декор столовой в Ливадии.

Кроме многоуровневых арок, на крыше, укрывающей залы ожидания, Алексей Душкин спроектировал массивную конструкцию с колоннами. По размерам и формам это украшение напоминает самый настоящий языческий храм.

«Храм на крыше» лучше всего виден издали.

Между прочим, это не единственная стилизация в творчестве прославленного архитектора. Ещё в 1930-е годы, разрабатывая эскизы первых станций московского метрополитена, Душкин также исполнил их в стилистике огромных египетских храмов.

«Известна фраза Душкина, которой он ответил на вопрос о таком сравнении: «В Египте храмы строили для фараонов, а мы строим для трудящегося народа», — напомнил собеседник ForPost.

После этого архитектору дали зелёный свет на подобные проекты метро, а позже — на вокзал в Симферополе.

Идеологическая корректировка

Не все элементы вокзального ансамбля дошли до нас в первоначальном виде. Так, прямо под «храмом на крыше» в центральном зале отсутствует портрет в одном из настенных медальонов.

Медальон так и оставили пустовать.

Каменный профиль Иосифа Сталина пал жертвой развенчания культа личности в 1960-е годы. Тогда же с привокзальной площади убрали и памятник отцу народов, рассказал Иван Коваленко.

Утрачены были и две фигуры бетонных голубей на фонтане во внутреннем дворике. Изваяния птиц, сидящих у воды, никого не беспокоили ровно до тех пор, пока на фонтан не взглянули сверху.

Голубей шестеро вместо восьми.

С такого ракурса оказалось, что голуби расположены в форме креста с загнутыми под прямым углом концами. Изображение свастики в послевоенные годы допустить никак было нельзя. Намеренно архитектор расставил птиц в таком порядке или случайно, можно лишь гадать. Но декор пришлось подкорректировать.

Для воды и времени

Нет чёткого ответа и на другую загадку Душкина, связанную с башенными часами. Кстати, это самые большие часы в Крыму: длина минутных стрелок трёхметровых циферблатов достигает двух метров, часовые — на полметра короче.

В столице Крыма до сих пор живут потомки часового мастера Израиля Ясногородского: он первым после открытия вокзального комплекса обслуживал куранты. Чтобы попасть к часам, ему приходилось взбираться по узкой лестнице на 42 метра вверх. Об этом ForPost рассказала внучка часовщика Эсфирь Ильягуева.

«Дедушка отвечал за часы на всей Приднепровской железной дороге. Как только какой-то из механизмов выходил из строя, он садился на поезд и ехал на эту станцию», — поделилась детскими воспоминаниями собеседница.

Кстати, большую часть 42-метровой башни занимают не часы, а гигантский бак с водой на 250 кубометров: изначально башня и была водонапорной, а не часовой. Вода поступает из скважины, расположенной за мостом на идущей от вокзала улице Кима.

Цифры на часовом циферблате украшены выпуклыми изображениями знаков зодиака. Внимательные созерцатели могут заметить, что привычный нам зодиакальный круг нарушен. На циферблатах отсутствуют такие знаки, как Дева, Весы и Телец. Их места занимают созвездия Змееносца, Гончих Псов и Лебедя, которые в зодиак не входят.

Башня украшена одинаковыми циферблатами со всех сторон.

«Конечно, наивно полагать, что такой великий человек, академик архитектуры и трижды лауреат Сталинской премии не знал о значении знаков зодиака. Это было сделано специально, тем более он продавил свой проект, когда было потепление к религии, но не к эзотерике», — поделился мнением краевед.

Тем не менее однозначного толкования такого выбора декора до сих пор нет. Сам художник не оставил никаких письменных заметок по этому поводу.

Энергетическая турбулентность

С точки зрения астрологии нарушать порядок двенадцати зон созвездий нельзя, иначе теряется весь смысл зодиакального круга, пояснил ForPost ректор Русской астрологической школы Михаил Бородачёв.

«В астрологии не созвездия, а периоды года, разделённые от зимнего до летнего солнцестояния, и от весеннего до осеннего равноденствия. Эти события и делят всю нашу эклиптику на 12 отрезков», — объяснил астролог.

По мнению звёздного специалиста, нарушение круга могло привести к сбоям энергий на вокзале. Но если эзотерические символы — знаки зодиака в курантах и свастика на фонтане — появились неслучайно, не исключено, что архитектор хотел привлечь сюда космическую энергию, предположил астролог.

«Нарушения в зодиакальном круге, зафиксированное на часах, привели к вихревым потокам энергии: Крым то был русским, потом стал украинским, потом снова вернулся в Россию. И турбулентность остаётся», — обратил внимание Михаил Бородачёв, заметив, что это может объяснять повышенное внимание к полуострову во всём мире.

Как изменился вокзал с 2014 года и что происходит на перронах и в залах ожидания главных ворот Крыма сегодня, ForPost писал несколько месяцев назад.

Пелагея Попова

Фото автора

Читайте также: