ср, 10/01/2018 - 12:23

Объявлены правила закрытого Севастополя

Правительство Севастополя подготовило журналистам специальный подарок к новогодним праздникам – новый регламент работы городского правительства. Внимание представителей СМИ привлекли два пункта документа, нарушающие права журналистов.

Напомним, 26 декабря в стенах правительства прошла неформальная встреча замгубернатора Севастополя Вячеслава Гладкова с представителями СМИ. Говорили о сложностях взаимодействия и новых форматах работы журналистов и чиновников в 2018 году. Вячеслав Гладков, как всегда, говорил об открытости власти и отсутствии намерения скрывать информацию.

На этой встрече выпускающий редактор ForPost Сергей Абрамов передал замгубернатора письмо на имя главы города Дмитрия Овсянникова с просьбой отменить особое поручение №111, принятое в сентябре 2017 года, которое запрещает чиновникам отвечать на устные вопросы журналистов без согласования с пресс-службой.

Ранее заявление с просьбой проверить поручение на предмет соответствия федеральному законодательству было направлено в прокуратуру. Также представителям власти была предложена схема, которая, не ограничивая права СМИ, позволяла бы структурировать работу пресс-службы.

Вячеслав Гладков обещал подумать над реализацией идеи и отменой поручения №111.

Рекомендуем: Осторожно, Севастополь закрывается

Однако уже через два дня после этой «встречи во имя дружбы», 28 декабря, было принято постановление правительства №1025-ПП, утверждающее новый регламент работы правительства. Дмитрий Овсянников в тот момент уже находился в отпуске, поэтому документ в качестве и.о. губернатора подписал Илья Пономарёв.

Два пункта нового регламента (6.15 и 6.16) по сути говорят, что департамент общественных коммуникаций Севастополя сам будет решать, какие из аккредитованных СМИ будет допускаться на мероприятия власти, а какие нет.

Также городская исполнительная власть решила, что вправе решать, можно ли журналистам присутствовать в зале заседания во время мероприятий, можно ли вести фото-, кино-, видео- и аудио-запись.

Беглое изучение федерального закона о СМИ и судебной практики в части применения этого закона в России, говорит, что власти Севастополе перегибают палку.

Например, статья 48 ФЗ «О СМИ» говорит, что аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Права журналистов

В этой статье также сказано, что «аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами», за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

В статье 47 этого закона «Права журналиста» чёрным по белому написано, что журналист имеет право производить запись в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом (этим же ФЗ «О СМИ» – прим.).

Ограничения прав журналистов могут касаться только информации, составляющей коммерческую, государственные или иную тайну, охраняемую законом.

Обратите внимание, возможность присутствия журналистов на мероприятиях власти, возможность (право) ведения записи мероприятий определяет федеральное законодательство, а не внутренние установки региональных властей.

В нашей истории правительство Севастополя, следуя букве закона, обязано помогать журналистам и улучшать возможности СМИ для получения информации, а не ограничивать их.

Верховный и Конституционный суды - за СМИ

Вот, что говорит по этому поводу постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"».

Там сказано: «В правилах аккредитации, установленных органами государственной власти <…> не могут быть предусмотрены иные по сравнению с федеральными законами способы ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов <…> также не могут быть установлены дополнительные (ограничения – прим.), по отношению к статье 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"».

А вот мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации К.В. Арановского по определению Конституционного суда Российской Федерации РФ от 7 июля 2016 года №1358-О.

«Статья 48 Федерального закона "О средствах массовой информации" до сих пор определяет аккредитацию журналистов не в ограничительном, а, скорее, в поощрительном смысле, располагая СМИ ко взаимодействию с властями на удобных для всех условиях - части 3 и 4 названной статьи не сокращают права СМИ, а, наоборот, обязывают органы, организации и учреждения, аккредитовавшие журналистов, заблаговременно извещать их о заседаниях и совещаниях, обеспечивать их стенограммами, протоколами, документами, условиями ведения записи; аккредитованных журналистов приглашают на заседания и совещания, что, однако, не ограничивает прочих в праве присутствовать на общедоступных мероприятиях, включая заседания избирательных комиссий», – пишет судья КС РФ Арановский.

Как видим, в Севастополе с федеральным законодательством не очень-то считаются.

Мы, журналисты, такие сигналы со стороны исполнительной власти воспринимаем однозначно: нам и дальше будут мешать, информацию и дальше будут закрывать, а СМИ будут сегментировать на своих и чужих.

Я не хочу, чтобы севастопольскую журналистику «причесали» под одну гребёнку – это вредит и городу, и горожанам, и журналистике.

Считаю, мы не можем этого допустить. А вы как думаете?

Сергей Абрамов

Теги:
Читайте также: