Редакция ForPost получила ответ прокуратуры Севастополя на жалобу по поводу подписанного губернатором города особого поручения №111, нарушающего права журналистов.
Напомним, что документ предписывает сотрудникам органов исполнительной власти не общаться с журналистами напрямую, а на все вопросы отвечать только через пресс-службу.
При этом федеральный закон о СМИ обязывает их отвечать не только на письменные, но и на устные запросы редакций.
В прокуратуре Севастополя считают, что «указанное поручение не является правовым актом и поэтому не противоречит ст. 39 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».
«Этот ответ прокуратуры - удивительный. Конечно, распоряжение Овсянникова №111 – это нормативный акт. И его можно обжаловать», – пояснил ForPost медиаюрист.
В самом правительстве Севастополя принятие такого распоряжения объясняют некой профессионализацией процесса подготовки ответов на запросы СМИ. Чтобы не искажалась впопыхах картина реальности.
Будни «четвёртой власти»
Сразу после назначения, летом 2016 года, глава Севастополя Дмитрий Овсянников пошёл на сближение власти с журналистским сообществом города. Он публично дал команду чиновникам отвечать на телефонные звонки представителям СМИ. И около полугода значительных проблем в общении с чиновниками не возникало, а горожане имели оперативную реакцию властей на общественно-важные события и происшествия. Но затем губернатор решил отменить своё же решение и издал ограничивающее права прессы поручение.
Впрочем, журналистам Севастополя не привыкать бороться за свои права самостоятельно. Случаев нарушений прав СМИ, начиная с 2014 года до сегодняшнего дня, накопилось немало.
В конце января 2015 года имело место нападение на съемочную группу телеканала НТС. Коллеги снимали сюжет о незаконной пристройке к одному из ресторанов города, когда их атаковали: разбили камеру, микрофон, лицо корреспонденту и очки оператору.
В августе 2015 года на тот момент губернатор Севастополя Меняйло распорядился не пускать в здание правительства журналистов новостного портала ForPost и телеканала НТС. Журналисты вызывали полицию. Запрет на посещение правительственного здания удалось отменить через прокуратуру.
В 2016 году Следком возбудил уголовное дело по факту телефонных угроз севастопольскому журналисту телеканала «Звезда». Звонили неизвестные лица, угрожали убить. За журналиста вступилась на тот момент прокурор Республики Крым Наталья Поклонская и, насколько нам известно, МИД РФ. По сведениям ForPost, расследование дела на финальной стадии.
В январе 2017 года на журналиста ForPost в связи с одной из публикаций оказывалось давление представителями мотоклуба «Ночные волки». Позже угрозы продолжились в социальных сетях.
В мае 2017 года журналисту телеканала НТС угрожали прямо в здании суда, где коллеги освещали ход одного из процессов. Дело по данному факту рассматривается в МВД одного из районов Севастополя.
Принимать как данность?
Главный редактор «Севастопольской газеты» Ирина Клочкова считает, что журналистам Севастополя необходимо объединяться, чтобы эффективно защищать свои профессиональные права.
«Мы всегда работали в особо жестких условиях, и за последние 3-4 года ничего не изменилось. Права продолжают нарушать. Слава Богу, нам никто не угрожал последнее время. Но бывают проблемы с несоблюдением сроков предоставления информации. Правда, сейчас стараются отрабатывать запросы быстро. Но мы всегда хотим получить больше информации, чем нам предоставляют. Например, мы просим у пресс-службы (правительства – прим.) разрешение на интервью, а нам отвечают, что вы нам вопросы напишите, а мы вам ответим на них, но ни словом больше. Вот это нам неудобно. Информация дозирована. Доходит до того, что мы пишем первый запрос, затем второй запрос, третий запрос», – рассказала ForPost Ирина Клочкова.
Редактор информационных программ телеканала НТС Елена Анисимова рассказала о других нарушениях прав журналистов по части не предоставления информации.
«Мы сейчас больше ощущаем не физическое, а моральное противостояние. Большая закрытость. Очень долго мы добиваемся хотя бы минимальной открытости городского МВД и конкретно ГАИ. Мы запрашивали ежедневную сводку зарегистрированных ДПТ, без крови и жертв. Но нам сказали, что это внутренняя закрытая информация. Ни в одном другом регионе России такого нет, там коллеги спокойно имеют доступ к информации такого рода.
Потом мы выяснили, что между МВД и правительством заключен некий договор, по которому никакая информация от МВД не должна никуда уходить. Они делают эту информацию секретной. И тут мы считаем, что наши права нарушаются, поскольку мы и граждане имеем право на эту информацию», – говорит Елена Анисимова.
Наталья Троицкая - главный редактор газеты «Слава Севастополя», которая выходит в городе с 1917 года, сказала, что в её редакции журналисты за многие годы научились отстаивать свои права, вплоть до обращения в европейский суд по правам человека.
«То, что происходило в прошлом, передать нельзя. Мы сами не знаем, как хватило сил, моральных и физических. Сейчас серьезных нарушений, когда лишают права на работу, отбирают печатный орган, в котором работаешь, затаскивают по судам, к счастью, не наблюдается.
Но я часто слышу от коллег, что есть сложности с предоставлением информации. Надо брать каждый конкретный факт и его рассматривать. Не предоставили, не пустили… Это нарушения.
Но любая власть, что наша, что в Нью-Йорке, что в Брюсселе закрывает информацию от средств массовой информации. Это всюду происходит. Это совершенно естественно при всех разговорах про открытость и демократичность. Это нужно принимать как данность, но при этом защищать себя. Это свойственно здравомыслящим людям», – заключила Наталья Троицкая.
Так будем же поступать, как здравомыслящие.
Кстати, согласно индексу развития медиасферы-2017, подготовленному Фондом «Медиастандарт», Севастополь находится среди регионов с недостаточным уровнем развития института массовой информации.
Сергей Абрамов
Обсуждение (13)
Так чего нужно-то , всё-таки?
to petr vasnetsov (Киев): Хрень вы несете.В Киеве клейте.Клея,видно,нанюхались..
По русски это называется так "Гусь свинье не товарищ" Кто Гусь, а кто свинья всем понятно. Аналогичное отношение к просьбам разрешить ту или иную проблему жители получают от чиновников всех рангов. Выборы прошли, Овсянников занял место Меняйло.Но видно кресло губернатора надо заменить-портит оно человека
Иметь доступ к информации и при этом не прогибаться.
to allusa (Севастополь):
Работать нужно, не ныть. Ножками и головой. Потом - наоборот. И ещё раз так же...
...И всё получится. Информация на блюде бывает только в виде пресс-релизов.
Начинают прятаться!
в общем, наши местные фэйк-ньюс остались нисчем.
to 1965 (Севастополь - Североморск):
Так это ж никто не против работать - ЗАВСЕГДА!!!
Важно как работать и главное для чего - сколько можно всё себя и на себя грести - можно и даже нужно на город, общества, страну - а? Вот как журналисты -молодцы!
to Александр Гагарин (Севастополь):
Как-то у многих с мозгов вышибло, если бы не эти журналисты – не было бы не господина губернатора, ни города федерального статуса Севастополя – а была бы здесь страна Украина и не смели бы Вы вообще на русском коменты писать Вот думаю -может зря я на митинги ходила и Россия кричала...... Если б знать бы какие россияне стали...
Журналисты избрали не верный способ защиты своих прав и интересов.
Основная причина данного распоряжения это - искажение информации! Если бы СМИ преподносили её в действительности, а не добавляя надуманной "перчинки", то и к ним бы тянулась администрация. А так по факту на сказанное "А" кто-то пишет "Б", а где-то слышат "Э". И снова власть виновата!
to 73vit (Севастополь):
По русски это называется так "Гусь свинье не товарищ"
Распоряжение - нормативный акт. А отдельное поручение - нет. Вот и все. Медиаюрист видимо больше медиа, чем юрист. ТГП видимо плохо учил.1-й курс.