вт, 03/10/2017 - 19:45

Севастопольская Панорама пережила войну, а гибнет из-за быта

В Севастополе знаменитая Панорама находится под угрозой уничтожения. Из-за дырявой крыши дождевые струи «умывают» полотно. И пока руководство музея «избегает проблемы», национальное достояние спасают вёдрами и тазами.

Сегодня утром на Историческом бульваре было немноголюдно, чего не скажешь о площади у здания панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов». У входа стояло несколько десятков туристов, ожидающих своей очереди на экскурсию. Спешу в кассу – покупаю билет за 300 рублей, ещё за 100 рублей беру разрешение на фотосъёмку. Ждать не пришлось, вместе с организованной группой меньше чем через пять минут попадаю внутрь. Нас встречает экскурсовод – и уже в холле начинает повествование.

Экскурсовод рассказывает о том, что полотно панорамы посвящено событиям Крымской войны, о том, как над его созданием трудился художник Франц Рубо. Туристы слушают увлечённо, рассказ о попытках спасти полотно в начале Великой Отечественной войны – впечатляет.

Экскурсовод напомнил, как на последнем корабле, который покидал осаждённый Севастополь в ночь на 27 июня 1942 года, фрагменты полотна доставили в Новороссийск. Там полотно просушили, очистили от пыли, песка и отправили в недостроенный оперный театр Новосибирска, куда прибыли лучшие творения из Эрмитажа и Третьяковской галереи.

«Несмотря на трудное время, там нашли мёд, осетровый клей и специальные ингредиенты для первичной реставрации и последующей консервации этих фрагментов», – говорит экскурсовод.

Позже полотно отправили в Подмосковье, а в 1950-х годах вернули в Севастополь. Так как оно пострадало и восстановление путём соединения фрагментов и дорисовки недостающих эпизодов было невозможно, в 1954 году работу Франца Рубо воссоздали советские художники. Фрагменты оригинального полотна хранятся в фондах Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Вёдра и тазики на защите истории

Смотришь на полотно и испытываешь гордость за свой народ. Вот легендарный хирург Пирогов, вот Даша Севастопольская. Вот подвиг народа! Но от мыслей о величии истории отвлекают пятна на холстах, похожие на потёки.

По моей просьбе экскурсовод поясняет, что пятна появились давно. Вероятнее всего, от дождевой воды, которая попадает внутрь здания через дырявую крышу. В особенно дождливые дни сотрудники панорамы вынуждены подставлять под струи различные ёмкости, которые вряд ли вписываются в экспозицию Крымской войны.

«Большая часть воды при протекании попадает на предметный план – это макеты и детали перед холстом. Из-за воды портятся бумага, краски. Приходится подставлять вёдра и тазики, чтобы хоть как-то это спасти», – сетует сотрудник музея.

По его словам, последняя реставрация проходила на 100-летие панорамы, 12 лет назад. А крышу если и латали, то локально – капремонта не было.

Руководство Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя, в состав которого входит и панорама, в курсе проблемы, говорят работники панорамы. На вопрос, почему ничего не предпринимают, – разводят руками.

«Эту крышу латали, когда были рубли, купоны, гривны, но и сейчас там пытались что-то делать, но проблема не решается. Похоже, не те инженеры делают. Залатать крышу необходимо. Это очень большая работа, требующая огромных средств и прекрасных специалистов, которые почему-то не попадают в Севастополь, чтобы раз и навсегда её сделать. А мелкими наработками и латками проблема не решается», – поясняют сотрудники панорамы.

Что у вас там протекает?

ForPost обратился к директору федерального Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Николаю Мусиенко. Но он, услышав тему разговора, сразу отрезал: «Я попрошу вот эти все вопросы – что у вас там протекает и какая крыша – обратиться к Рудомётову Александру Александровичу, который руководил культурой города Севастополя 20 лет и столько же панорамой». И положил трубку.

Александр Рудомётов пояснил ForPost, что проблемой протекающей крыши панорамы был обеспокоен всё время, пока занимал должность директора тогда ещё Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя.

«Проблема с протеканием крыши давняя, ей как минимум 10 лет. Её постепенно решали, латая частично. Таким образом, течи на живописном полотне не было. В последние два года течь увеличилась – и локальные меры не помогали», – пояснил Рудомётов.

Он рассказал, что до 2014 года деньги на ремонт кровли не выделялись ни городской, ни украинской властью, надежда появилась только после Русской весны.

«Когда перешли на федеральный уровень, мы сразу пробили вопрос выделения средств на капитальный ремонт, в первую очередь, кровли. Хотя министерству <культуры РФ> приходилось сложно, им нужен был Малахов курган в первую очередь, потом кинотеатр „Украина” как выставочный центр. На последнем совещании в Администрации Президента ещё раз поднял остро вопрос, и нам деньги на эти цели выделили», – сказал Александр Рудомётов.

По его словам, из федерального бюджета на ремонт кровли здания севастопольской панорамы предназначалось 85,5 миллионов рублей. Как распределили эти средства, как организовывали тендер и кто в нём победил, Рудомётов не знает, так как летом прошлого года был уволен с занимаемой должности.

ForPost не нашёл на сайте государственных закупок РФ информации о проведённых Музеем героической обороны и освобождения Севастополя торгах. Чтобы выяснить, а были ли вообще деньги от Минкульта России и куда они были направлены, если крыша продолжает течь, мы направили информационный запрос в Министерство культуры России.

Елена Журавлёва  

Фото автора, liveinternet.ru 

Читайте также: