пн, 16/10/2023 - 13:03

Севастопольцы стали меньше покупать и чаще пользоваться общепитом

Розничная торговля на спаде, кафе и доставки наращивают обороты.

Оборот розничной торговли в Севастополе в январе–августе 2023 года оказался на 1,8% меньше показателей за тот же период прошлого года. При этом общепит продемонстрировал удивительный рост — более чем вполовину. Цифры, характеризующие эту сторону жизни города, содержатся в докладе Росстата о социально-экономической ситуации в Севастополе.

Как говорится в докладе, за 8 месяцев года через севастопольскую розничную торговлю прошло 67 143 млн рублей, или 98,2% от показателей того же периода 2022 года. Практически вся сумма — 93,3% — сформировалась «торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка». На рынки и ярмарки пришлось лишь 6,7%. Однако эта информация, подчеркнём, официальная и части продаж не учитывает.

Спад показателей розничной торговли можно трактовать как свидетельство оттока из города части его жителей и снижения числа туристов. Однако отток, судя по приведённым цифрам, крайне незначителен.

Зато неожиданный рост демонстрирует общепит: оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях, а также организаций, занимающихся доставкой продукции общественного питания, за 8 месяцев 2023 года вырос на 61,5% в сопоставимых ценах и составил 13 076 млн рублей.

Глава «Союза рестораторов Севастополя» Денис Штукатуров, к которому мы обратились за комментариями, этим цифрам очень удивился. Ни подтвердить, ни объяснить их, по словам собеседника, он не может. И утверждает: собственные подсчёты рестораторов — членов союза говорят об обратной тенденции.

Финансовый аналитик Алексей Яковлев поначалу также был удивлён значительным рывком общепита. Однако предположил, что причин может быть несколько. Во-первых, это легализация части бизнеса, который вышел из тени ради получения мер государственной помощи. Напомним: решения о серьёзной поддержке туристической отрасли и смежных с ней отраслей, включая общепит, принимались в связи с существенным снижением турпотока.

Второй причиной, предполагает Яковлев, могло стать решение об освобождении от арендной платы летних площадок кафе и ресторанов. Возможно, это стимулировало на создание таких площадок тех, у кого их ранее не было. Но есть и третья, чисто психологическая причина, на которую указал эксперт.

«На выходных я был в парке Победы и даже удивился — очень много людей, и все точки общепита заполнены. Возможно, это объясняется особенностью потребительского поведения: в тяжёлые времена люди стараются как-то скрасить жизнь и по возможности ни в чём себе не отказывать. Этот феномен известен: вопреки стереотипу, что в трудные времена все начинают экономить и копить, многие люди, напротив, начинают тратить, позволяя себе больше, чем позволили бы прежде», — говорит он.

И ещё один интересный факт из отчёта о ситуации в Севастополе: вопреки традиционным жалобам на нехватку у населения средств на самые необходимые продукты, на долю продовольственных товаров пришлось лишь 51,2% приобретённого за 8 месяцев 2023 года. Причём в эти 51,2% входят спиртные напитки и табачные изделия. 48,8% закупленного севастопольцами составили непродовольственные товары.

Ольга Смирнова

Читайте также: