чт, 30/06/2022 - 17:46

Республиканцы и демократы: противостояние, которое держит мир в заложниках

Павел Кухмиров о том, что оно из себя представляет.

 У США «есть сомнения» в том, что кризис на Украине «будет урегулирован» до конца года, заявил представитель Совета нацбезопасности (СНБ) США Джон Кирби. 

«Не видно никаких признаков... — сказал Кирби в интервью агентству Bloomberg в Мадриде на полях саммита НАТО.  Поэтому мы вместе с большинством мирового сообщества продолжим оказывать помощь Украине».

На самом деле для правящей вашингтонской администрации это не очень хорошая новость. Слов нет, они заинтересованы в том, чтобы поизматывать Россию как можно дольше. Но для американской власти всегда на первом месте стоит её внутренняя повестка, а на ней — осенние выборы в Конгресс, на которых практически неизбежно верх возьмут республиканцы.

 Демократам же помочь могла бы сейчас только быстрая геополитическая победа, чего явно не ожидается при затяжном конфликте. А чем дольше он тянется, тем больше сомнений, а будет ли она вообще, что также не способствует успеху правящей партии. Нам же в этой ситуации крайне полезно понимать их внутренний расклад. А именно его основной вопрос: что из себя вообще представляет противостояние республиканцев и демократов?

Ну для начала: в Америке исторически сложилось как минимум три разных типа общества. Во-первых, это промышленный Север и связанный с ним «средний Запад». Во-вторых, это плантаторский Юг. А, в-третьих, это «дикий Запад», где наибольшим образом доминирует тот самый крайний индивидуализм.

Стоит ещё помнить о коренной глубокой религиозности американского общества, пронизанного протестантской этикой и идеологией, пусть сейчас данный мотив и не проявлен столь буквально. Но ещё в XIX веке любое политическое действие в Америке обосновывалось с религиозной точки зрения. Например, война с Мексикой, когда США отрезали себе почти половину соседней страны, подавалась со ссылкой на Библию в качестве «сопротивления тирании злых людей». 

Вспоминается и метафора со знаменитой характеристикой СССР как «империи зла», высказанная Рейганом уже в прошлом веке. И вот теперь в эту нишу активно пытаются втиснуть современную Россию. Представление об Америке как о некоем борце с «хтоническим злом» — это необходимое условие самого существования их общества, так как в отсутствие подобного «зла» так называемый «мировой гегемон» будет попросту не нужен.

Но вопрос в том, что для двух ключевых политических партий США этот тезис имеет не одинаковое значение. На самом деле Республиканская и Демократическая партии предельно не похожи, и это категорическое различие в последние десятилетия стало особенно заметно.

И корни здесь в том числе и в особенностях истории самих этих партий.

Известно, что гражданская война в США произошла вследствие противостояния прогрессистского промышленного (либерального) и традиционалистского сельскохозяйственного (консервативного) проектов. Самое смешное, что полтора века назад интересы либерального Севера выражали республиканцы, чья партия была создана в 1854 году. А демократы, вы удивитесь, выражали интересы Юга. 

Но уже через век эти партии идеологически поменялись местами. И произошло это на почве вопроса о правах афроамериканцев, ключевого для США и сейчас.

Внешнеполитическая позиция у американских консерваторов и прогрессистов тоже фундаментально различная. Республиканцы исходят из необходимости решения внутренних проблем Америки, а вот демократы циклятся на глобальном «мессианском» проекте — том самом эсхатологическом сражении «до последней тирании». На роль которой они легко назначают любую страну, которая так или иначе не вписывается в ими же сконструированные стандарты демократии.

И это не просто точки зрения — это два разных менталитета. Основная же проблема США в том, что носители ни одной из главных идеологических парадигм не опираются на поддержку абсолютного большинства. И это отсутствие общественного консенсуса совсем не является временным явлением. Из-за специфики своего устройства Америка находится в состоянии перманентной гражданской войны. Её общество разделено по ценностному признаку приблизительно 50/50. И периодически перевешивает то одна, то другая чаша.

Ситуация эта, как показало время, практически непреодолима. Кого бы ни избрали на президентский пост, данное соотношение сил продолжает сохраняться. И весь мир оказывается в заложниках в данной ситуации. А ужас оной ситуации в том, что тот самый «мировой гегемон» имеет достаточно экономических и военных инструментов, чтобы испортить жизнь всей планете, но недостаточно, чтобы урегулировать внутренние противоречия.

И да, возможно проблема всего современного мира — это Америка как таковая. Кто знает.

Читайте по теме: Институты нового мира: почему страны не боятся группироваться около РФ и Китая

Павел Кухмиров

Теги:
Читайте также: