ср, 26/12/2018 - 19:00

Почему журналисты государственного ТВ в Севастополе вынуждены ходить с протянутой рукой?

«Эффективные менеджеры» Овсянникова спустили в унитаз сотни миллионов рублей на развитие ИКС-ТВ, а денег все равно не хватает.

Журналистам быстро объяснили: виноваты депутаты Заксобрания Севастополя. Но так ли это?

Жалоба журналистов

Перед Новым годом зрителя немало удивили журналисты регионального государственного телеканала, которые смело явили миру грязные портки. Я не шучу и не преувеличиваю: в сюжете действительно демонстрируется пугающий своей нищетой быт, в том числе – туалеты.

«Условия работы журналистов «ИКС» давно требуют улучшения». Материал с таким заголовком размещен на официальном сайте государственного телеканала. Вот его видеоверсия – для полноты картины стоит посмотреть.

 

В материалах откровенно давят на жалость. Редактор Марина Кравцова считает, что «условия, которые есть сейчас, не соответствуют уровню профессионализма сотрудников». На фоне желтого от старости кондиционера (наверняка оставшегося еще с украинских времен) девушка рассказывает: телеканал такого уровня должен работать «в другом помещении и на другом оборудовании».

Зритель узнаёт об ужасном состоянии туалетов и о том, что у телевизионщиков нет даже столовой: «вопреки технике безопасности людям приходится перекусывать на рабочем месте».

Автор материала Марина Степанова за кадром с сожалением рассказывает о грандиозных планах по созданию «нового информационного, интересного, полезного, образовательного контента», которым, судя по всему, не суждено сбыться.

Звучат и цифры: на предприятии работает 160 человек, «20 миллионов нам хватит примерно на 100 дней существования». Еще мы узнаем, что средний оклад на ТРК — 13 тысяч рублей.

Появившийся в кадре директор ГАУ «Севастопольская ТРК» Василий Мишин не проливает свет на финансовое состояние телекомпании, а вместо этого тоже с сожалением рассказывает о смелых планах: вот, мол, только выиграли конкурс на 21-ю кнопку в кабельных сетях, заключили соглашение с крымским медиахолдингом…

Из интервью главного специалиста по маркетингу Людмилы Кожухарь мы узнаем, что сотрудники набрали кредитов, в том числе ипотечных, и теперь переживают о своих обязательствах перед банками в свете грядущих сокращений.

Завершается материал предположением автора, что сокращение финансирования – это попытка повлиять на содержание вещания «с тем, чтобы мы стали такими же карманными, как некоторые частные СМИ города».

Новость о сокращении финансирования, по словам Марины Степановой, сотрудники «ИКС» восприняли как личное оскорбление.

«Личное оскорбление»

Сразу позволю себе немного эмоций и скажу, что я воспринимаю как личное оскорбление – а потом перейдем к фактам.

Помните историю с попыткой опорочить Евгения Мащенко? Единственный в Заксобрании Севастополя депутат-бюджетник, который имеет смелость выражать точку зрения, отличную от губернаторской, попал под каток системы: в его ГБУ «Инваспорт» одна за одной идут инициированные властью проверки, а правительственный телеканал используется в качестве инструмента для оказания политического давления на непокорного депутата.

Посмотрите этот сюжет:

 

Вы обратили внимание на обвинительный тон репортажа, на использование спортсмена «втемную»? А теперь – внимание, вопрос: почему же самому Мащенко на телеканале ИКС не дали сказать ни слова в свое оправдание? Притом что интервью с ним было записано, его просто не показали.

Это – грубейшее нарушение базового правила журналистики.



И именно это я, например, считаю личным оскорблением.

Потому что на наших с вами глазах чиновники травят достойного человека, а государственный канал лепит откровенную чернуху (кстати, остальные депутаты, возглавляющие бюджетные учреждения, сидят и помалкивают – видимо, у них нет собственного мнения и соответственно, нет проблем). Поэтому на «содержание вещания» государственного канала вообще стоило бы повлиять – хотя бы затем, чтобы подобного рода заказуха осталась в прошлом.

Занимательная арифметика

Теперь что касается фактов. Не секрет, что за последние несколько лет на содержание и модернизацию ГУП, затем ГБУ, теперь ГАУ «Севастопольская ТРК» потрачены сотни миллионов рублей. Депутаты называют порядок цифр: около 800 млн рублей только за период 2016 – 2017 гг. Например, в 2017 году профильный департамент изъявил желание получить субсидию для развития ТВ на сумму 194 миллиона рублей – причем Контрольно-счетная палата признала отсутствие обоснования на 98% этой суммы:

 

Отсутствие обоснований для субсидий. Из заключения Контрольно-счетной палаты на проект бюджета-2017.

Тем не менее, бюджет с этими суммами был принят (все помнят, как правительство продавило документ в конце прошлого года, угрожая кризисом).

Про покупку в 2017 году здания на мысе Хрустальном за 118 миллионов рублей тоже, наверное, все помнят. Уже в этом году потрачено 54 миллиона рублей на покупку оборудования для телеканала. И это далеко не все.

Сколько денег получил ИКС – наверное, знает только главбух. Поэтому прибедняться явно не стоит – денег давали с избытком.

Теперь обратим внимание на цифры, которыми оперируют журналисты. Выделенные 20 миллионов рублей они рассчитывают потратить примерно за 100 дней. Всего в году дней 365 – путем нехитрых подсчетов получаем примерно 73 миллиона рублей, которые должно на год хватить телеканалу (если исходить из этой логики).

Как известно, в ходе работы согласительной комиссии депутаты пошли на уступки – и готовы были одобрить финансирование ИКС-ТВ в объеме не 20, а даже 60 миллионов рублей.



Однако заместитель губернатора Севастополя Илья Пономарёв отказался от компромиссного предложения, заявив: «Что 20 миллионов, что 60 миллионов – являются абсолютно ничем не обоснованной цифрой». Вот видео выступления чиновника:

 

Сам Пономарев отстаивал необходимость выделения 105 миллионов рублей, но после признания ошибки в расчетах назвал сумму в 102 миллиона.

Упомянутый в материале «ИКС» желаемый уровень расходов выводит нас на сумму в 73 миллиона рублей в год – и ей вполне соответствуют 60 миллионов рублей, которые предлагали депутаты и которых легкой рукой лишил своих подопечных Илья Пономарев.

Однако – парадокс! – винят во всех своих бедах журналисты именно депутатов.

Отметим также: форма собственности ГАУ (государственное автономное учреждение) позволяет предприятию зарабатывать деньги. Факты: реклама на «ИКС» присутствует, а в сюжете выступает «главный специалист по маркетингу» – стало быть, какие-то деньги телеканал зарабатывает. Но какие? Куда они деваются? Эти вопросы остаются без ответа.

Как и вопрос, не является ли избыточной штатная численность регионального бюджетного СМИ в 160 (!) человек. Если бы зрителю честно рассказали все эти детали – возможно, и отношение к этому странному камин-ауту было бы другим?

Кто довел предприятие «до ручки»?

Пока же могу сказать следующее. Сотрудники государственного телеканала, безусловно, введены в заблуждение своими же горе-руководителями.

При всем уважении к профессиональной компетенции моих коллег вынужден напомнить: журналист все-таки должен мыслить, сопоставлять факты и делать выводы. В ситуации, когда сумма потраченных из городской казны денег приближается к миллиарду, а сотрудники телеканала буквально вынуждены ходить с протянутой рукой и демонстрировать всему честному народу отсутствие элементарных бытовых условий, получая зарплату в 13 тысяч рублей, виноваты явно не депутаты.

Перед тем, как требовать следующих миллионов, стоит задать вопросы о судьбе предыдущих – и ответить на них должны тот же Василий Мишин, или его предшественники – Татьяна Дружняева и Алексей Папченя.

Уровнем выше стоит адресовать свои претензии действующему директору департамента общественных коммуникаций Глебу Шагуну – или его предшественнику Олегу Берковичу. Возможно, они объяснят коллективу телерадиокомпании, почему те вынуждены пользоваться ужасным туалетом и подвергать свои жизни опасности из-за старой электропроводки или принимать пищу прямо на рабочем месте.

Что делать?

Ясно одно: до тех пор, пока предприятие будет «черной дырой», где исчезают сотни миллионов, решать эту проблему выделением дополнительных денег – все равно, что тушить пожар керосином. Потому что рядовые сотрудники с большой долей вероятности не увидят ни 60, ни 100, ни 300 миллионов рублей – сколько ни дай, все будет мало.

Поэтому адекватным решением проблемы представляется проведение проверки соответствующими контролирующими органами, которые должны установить – почему госпредприятие доведено до такого упадка и куда потрачены деньги. Итоги этой проверки мы с удовольствием обнародуем.

Немалую роль в решении этой проблемы играет и зрелость коллектива, который должен уметь анализировать происходящее и не бояться задавать вопросы своему собственному руководству – возможно, стоит оживить профсоюзное движение и бороться за свои трудовые права?



В любом случае, я думаю, что представители независимых СМИ этому помогут и поддержат любые здравые попытки разобраться в этой непростой ситуации.

Потому что извините, ребята – но показывать то, что вы показали, просто стыдно.

Антон Пархоменко

Теги:
Читайте также: