чт, 05/07/2018 - 18:00

Почему концепция развития футбола Севастополя провалится

Документ, поддержанный региональным правительством, не содержит драйверов для футбольного бума в Севастополе.

Вчера, 4 июля, в Севастополе приняли концепцию развития футбола на ближайшие 5 лет. Выражая исключительно своё мнение, считаю, что и к созданию концепции, которая ляжет в основу госпрограммы этого вида спорта, и вообще к вопросу развития футбола в городе подошли слишком формально и не серьёзно.

Уверен, что футбольные специалисты, такие как Александр Красильников, Евгений Репенков, Валерий Чалый, старались сделать такую концепцию, которая позволит на новом качественном уровне развивать футбол. Но, наверное, они были не очень настойчивыми, а представители правительства, как мне показалось, не очень понимают, зачем вообще как-то особенно развивать футбол.

В итоге получили документ, детали которого при малейшем прикосновении, как в поддельном конструкторе лего, либо разваливаются, либо не стыкуются вообще. Самое печальное, что в нашем условном будущем «футбольном доме» отсутствует фундамент. А если быть точным, то главным в нём объявили не основание, а крышу.

Итак, перейдём к анализу этой стратегии.

Во-первых, главным фактором, влияющим на развитие футбола, названы взаимоотношения с УЕФА. Затем — недостаточное количество инфраструктуры, и только в конце — недостаточная эффективность работы всей футбольной системы Севастополя. В действительности всё в точности наоборот. И добиться невероятных футбольных успехов в регионе можно пока что и без УЕФА. Ниже объясним, как.

Во-вторых, в документе выделены три сегмента развития футбола: массовый футбол, подготовка резерва, профессиональный футбол. Но непонятно, какой из них главный. В концепции ни слова, какой из сегментов является приоритетным и почему. По интонационным акцентам докладчиков можно предположить, что в главным приоритетом выделен профессиональный футбол. И это — очередная ошибка. Ниже объясним, почему.

В-третьих, в футбольной концепции Севастополя все блоки не взаимосвязаны. По крайней мере в документе, кроме общих фраз «налаживание взаимодействия», не объясняется, как успехи в одном секторе будут влиять на главный итоговый результат. Впрочем, цели и задачи концепции тоже довольно неконкретны.

В-четвёртых, да простят уважаемые мной указанные выше специалисты, но стратегия — как будто из прошлого века. В ней нет всех тех новаций, которые уже как 5–6 лет применяются в Германии, Голландии, Англии и которые уже второй раз заложены, но в итоге так и не реализованы в полном объёме в стратегии развития футбола России.

Так мы идём вперёд, стремимся занять футбольный олимп хоть в каком-то его сегменте или продолжаем топтаться на месте? А я напомню, если кто забыл, что один год простоя в футболе, когда хозяйство не развивается, а разлагается, требует в два-три раза больше времени для возвращения на исходные позиции.

Что хорошо в концепции, так это анализ текущего состояния севастопольского футбола. Посчитано, что в городе 3561 человек занимается футболом. Из них в образовательных учреждениях — 12%, в системе допобразования — 11%, в любительских командах — 77%. Самые наполненные возрастные группы — это 7–14 лет (40%) и 15–18 лет (35%).

В планах департамента молодёжи и спорта к 2022 году увеличить число занимающихся футболом до 10.000 человек. Также хотят существенно увеличить число соревнований — это тоже отнесено к блоку прогнозных показателей эффективности.

В концепции сказано, что существующие спортивные объекты способны за два часа одновременно пропустить 265 спортсменов. И за счёт строительства новых футбольных полей эту цифру хотят увеличить до 600 человек. Правда, губернатор Овсянников сказал: если футбольные объекты строятся, то они должны круглосуточно использоваться. И тут он прав, но как они будут использоваться, как будет налажен этот процесс, в концепции не сказано.

Радует, что Красильников и Чалый сумели убедить Овсянникова в необходимости создания футбольной академии ФК «Севастополь». Но скорее всего, губернатор продавит свой вариант, и академия будет создана без потенциала к росту — всего с одним футбольным полем и небольшим зданием. Хотя, если мы стремимся к звёздам, то нужно строить так, как Овсянников пока не настроен: много футбольных полей и большую инфраструктуру.

Президент федерации футбола города Александр Красильников предложил построить не одну академию, а целую сеть на Крымском полуострове, и на их базе обкатать пилотный проект прорыва в российском футболе. Но эту по-настоящему здравую мысль (если мы, повторюсь, стремимся к звёздам), как будто не заметили.

Что такое академия?

Давайте посмотрим на академию ФК «Зенит». В ней 11 команд, где обучаются дети от 8 до 19 лет. В каждой из них в среднем по 20 человек. В академии есть руководитель и его заместители, 20 тренеров, 5 администраторов, спортивный психолог, группа видеоаналитиков, селекционный отдел, организационный отдел. Также у академии есть главный врач, три врача команд, две медсестры и два массажиста.

Стоит ли говорить, что в Севастополе негде взять таких специалистов, а в концепции нет драйверов, которые бы способствовали выращиванию работников таких квалификаций?

Позволю процитировать кусочек документа «Стратегия развития футбола в России до 2030 года»: «Современный футбол становится всё более сложным явлением: теперь ему нужны не только тренеры и арбитры, но и специалисты в области медицины и спортивного питания, психологи, маркетологи, специалисты по IT и PR, профессиональные менеджеры, которых ещё предстоит подготовить».

Разработчики севастопольской концепции читали этот документ? Сомневаюсь.

Что стоит во главе угла

Анализ международного опыта показывает, что и в Англии, и в Германии, и в Голландии, где футбол не только популярен, но и успешен, самое большое внимание при развитии футбола уделяется детско-юношескому футболу. То есть тому уровню, который у нас отодвинули на третье место.

Детско-юношеский футбол в футбольных странах — это стержень, вокруг которого всё формируется. А у нас какой стержень?

Из детского футбола игроки должны стремиться попасть в клубные академии, а оттуда — в сборные команды страны.

В Германии, например, по всей стране построили 390 тренировочных центров, где есть и поля, и медкабинеты, и спортивные залы, и кабинеты для диагностики футбольных способностей. Все эти центры расположены на одинаковой удалённости друг от друга, чтобы у каждого ребёнка была потенциальная возможность посещать такой центр. А у скаутов тогда есть возможность ездить между центрами и отсматривать таланты.

Обучение там проходит по единой методике. Всего в этих центрах работает 1200 тренеров, за год эта система пропускает через себя 22 тысячи молодых игроков разных возрастов.

В Англии одновременно действует несколько футбольных программ. При этом детям не ставят задачи добиться результата любой ценой, главное там — привить любовь к игре, чтобы мальчишка получал кураж от футбола. Большое внимание уделяется женскому футболу, о чём в концепции севастопольского футбола не было сказано ни одного слова.

В Англии, как и в Германии, построено множество футбольных полей и площадок, работает множество частных клубов, команд болельщиков, школьных команд. Любая команда, любой игрок через единую базу данных может выбрать ближайший к нему стадион, найти свою команду и принять участие в любом доступном турнире. По стране отдельно действуют футбольные лагеря, сочетающие в себе как образовательные проекты, так и тренировочный процесс. Работает онлайн-академия для тренеров и специалистов, издаётся единое практическое руководство, используемое при обучении молодых игроков.

Также в Англии реализуется программа футбольных тренировок после школы, тренировок по выходным, есть программы поддержки детских клубов, победители которых получают денежные призы или автомобиль.

Цифровой футбол

Каждый винтик футбольной системы и в Англии, и в Германии, и в Голландии, и в Испании является элементом одной большой базы данных. Через неё футбольные специалисты отслеживают игроков по всевозможным показателям с самого раннего возраста.

Автор этих строк обратил внимание губернатора Севастополя, что в принятой концепции развития футбола ни слова не сказано о системе отслеживания талантов, о мониторинге результатов. Но Дмитрий Овсянников, скорее всего, не понял, о чём был вопрос, поскольку ответил, что с этим всё в порядке и на уровне РФС всё схвачено. Губернатор ошибается. Ничего не схвачено.

Без создания в Севастополе мощной научной группы, аналитического центра, IT-сегмента, которые займутся созданием единой футбольной базы данных полуострова, где будут данные о талантах возрастом от 5 до 19 лет, а также — результаты всех турниров, данные о переходах игроков между командами, никакого прорыва в футболе не будет.

Чтобы убедиться, что Севастополь, идя по пути принятой концепции, направляется в тупик, руководству города достаточно посетить пару-тройку городов, где работают успешные футбольные академии. Если требуется, могу поделиться контактами.

Сергей Абрамов

​Фото: wiki-org.ru, pixabay.com

Читайте также: