ср, 08/02/2023 - 18:48

О потолке цен на российские нефтепродукты: как происходит «волшебство»

Павел Кухмиров о том, как изворачиваются европейцы.

ЕС ввёл эмбарго и вместе с G7 установил потолок цен на нефтепродукты из России с 5 февраля.

Не прошло и несколько дней со дня введения ценового потолка на нефтепродукты из РФ, как начало выясняться, что в этих очередных «решительных мерах» имеются исключения. Во-первых, потолок цен для третьих стран не относится к нефтепродуктам, произведённым из российской нефти в самих третьих странах. Во-вторых, данный ценовой потолок не применяется в случае, если нефтепродукты из РФ смешиваются с нефтепродуктами производителей.

Иными словами, Евросоюз будет покупать российский бензин, мазут, дизельное топливо и авиационный керосин у Турции, Индии и КНР и смешивать их с «демократическими» аналогами, после чего они сразу перестанут быть «тоталитарными» и не подпадающими под санкции. И сейчас это подтверждено уже официально.

За 2022 год совокупный экспорт отечественных нефтепродуктов составил почти 3 миллиона баррелей в сутки (б/с), из них в Евросоюз — более 1 миллиона б/с. Формально РФ закрывала около 40 процентов европейского импорта, а фактически — более 50 процентов, осуществляя поставки через третьи страны. Европейские лидеры весной минувшего года решили снизить российский импорт на 90 процентов. Результат вышел противоположный: по факту он вырос на 15 процентов.

Это неудивительно. Непонятно, как произвести такое снижение, если одна Германия в 2021 году зависела от импорта российских нефтепродуктов на 45 процентов, а к концу 2022 года продолжала зависеть минимум на 40 процентов (хотя официально заявляет, что на 15 процентов).

Тем более, что появились дополнительные проблемы. Если отказаться от российских нефтепродуктов, то, следовательно, необходимо найти других поставщиков, а в дополнение к этому ещё и увеличить закупку сырой нефти, чтобы дозагрузить собственные НПЗ. Выяснилось, что антироссийское нефтяное эмбарго — это лишь начало. Далее проявилась необходимость нахождения других поставщиков. Оказалось, что европейская нефтепереработка куда теснее интегрирована с российской нефтяной отраслью.

Например, в НПЗ PCK Raffinerie GmbH, снабжающий топливом берлинский международный аэропорт, а также сети АЗС по всей федеральной земле Бранденбург, Роснефти принадлежит контрольный пакет акций. И не просто так: он перерабатывает российскую нефть, поступающую по нефтепроводу «Дружба».

То же самое с НПЗ MiRO GmbH & Co. KG (федеральная земля Баден-Вюртемберг). И с НПЗ BAYERNOIL Raffineriegesellschaft mbH (свободное государство Бавария). И здесь только два варианта: либо отбирать чужую собственность с неясными последствиями, либо как-то делать вид, что это нефтепродукты не из российской нефти. И подобное отнюдь не только в ФРГ.

В Великобритании новое правительство заново создаёт Министерство энергетики, ликвидированное 6 лет назад. При этом давая ему новое политкорректное название: Министерство энергетики и углеродной нейтральности. И цель нового ведомства не менее прекрасна: «гарантировать долгосрочность поставок электроэнергии, снижение уровня счетов за свет и сокращение инфляции вдвое». Именно так и записано в документах.

До начала спецоперации на Украине наша страна была главным импортёром нефтепродуктов на Британские острова. 25 процентов приходилось на прямые поставки топлива и 42 процента — на косвенные. Уже к середине 2022 года Лондон отчитался о том, что больше не пользуется российскими нефтепродуктами. Фактически же российское топливо документально числилось как европейское. Достигалось это путём длинной цепочки перегрузок с судна на судно и «смены подданства». Типичная коррупционная схема, если подумать.

Так что «потолок цен» и «отказ от тоталитарных нефтепродуктов» — идея замечательная. Тем более, что волшебным образом появляющиеся дизель и бензин из Китая и Индии ничем не хуже. Только дороже на порядок.

Читайте по теме: Россия, Азербайджан и ЕС: газовый приоритет

Павел Кухмиров

Теги:
Читайте также: