вс, 16/12/2018 - 14:48

Неэффективный менеджер

Цифры, факты, психоанализ и нелитературные истории - в материале депутата Виктора Посметного.

 «Я всю Россию ненавижу! <...> В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с. <...> Русский народ надо пороть-с...»

Слова Смердякова из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Назначение 28 июля 2016 года Указом Президента Российской Федерации Овсянникова Дмитрия Владимировича на должность исполняющего обязанности губернатора города Севастополя было воспринято горожанами положительно, так как это связывалось с надеждой на будущее динамичное развитие города, повышение уровня экономики города и благополучия населения, а также, что немаловажно, воспринималось как окончание периода отсутствия взаимодействия различных слоёв населения города, внешне воспринимаемое как вражда исполнительной и представительной ветвей власти. Нового человека на должности губернатора города в целом горожане восприняли как энергичного, грамотного и эффективного руководителя и потому связывали с ним большие надежды и перемены к лучшему, в том числе ожидали от его работы на высокой должности реальных результатов в виде быстрых темпов социально-экономического развития города.

Без предубеждений

В начале управления Дмитрием Владимировичем город ожидал многообещающие результаты, и для этого имелись все основания, поскольку на развитие города федеральным центром направлялись и продолжают направляться воистину фантастические по объёмам средства, и потому молодой руководитель города получил по сути беспрецедентный кредит доверия от горожан и депутатского корпуса.

Без проволочек и неудобных вопросов депутаты Законодательного собрания города Севастополя утвердили все представленные исполняющим обязанности губернатора города кандидатуры на ключевые должности в его правительстве — заместителей губернатора города Севастополя. Импонировали в новом молодом и активном губернаторе внешняя энергичность и напористость. Под стать ему была и подобранная им команда — специалисты, имеющие опыт государственной службы. Горожане даже простили то, что в составе высших должностей правительства города не оказалось севастопольцев: благие надежды на ожидаемые изменения заставили закрыть глаза на это обстоятельство.

Как был растерян кредит доверия

Однако уже при согласовании депутатами некоторое сомнение в способности исполнять свои обязанности возникло в отношении ключевого заместителя нового губернатора — Ильи Пономарёва. Это сомнение возникло после его программного выступления перед депутатами Законодательного собрания города Севастополя, в котором он твёрдо заявил о своей приверженности курсу автора «сингапурского экономического чуда» Ли Куан Ю. Однако, во-первых, Ли Куан Ю творил своё «экономическое чудо» в кардинально иных условиях — условиях открытой экономики и заинтересованности так называемых стран западной демократии в создании красивой картинки успешной страны, ставшей альтернативой коммунистическому Китаю; то есть это исключительно политический проект. Во-вторых, Ли Куан Ю творил своё «чудо преобразований» жестокими методами подавления любого инакомыслия в стране, на что закрывали глаза те самые демократии. И наконец, в-третьих, такое чудо севастопольцам ранее обещал одиозный представитель украинского истеблишмента, он же глава Севастопольской городской администрации, существовавшей до марта 2014 года, Сергей Куницын. Впрочем, на приверженность Ильи Вячеславовича методам и политике Ли Куан Ю не обратили внимания, — а следовало бы.

Новому губернатору прощали всё, объясняя его действия молодостью и неопытностью. Он пользовался безграничным кредитом доверия населения.

Однако надежды горожане питали недолго. Первый тревожный звонок прозвучал, когда Дмитрий Владимирович стал участником скандала (который злые языки в городе назвали «Изумрудгейтом»), связанного с проживанием исполняющего обязанности губернатора на базе отдыха «Изумруд», принадлежащей городу. Скандал выплеснулся наружу, потому как связано было это проживание с серьёзными финансовыми нарушениями, однако севастопольцы простили. Населению объяснили возникновение скандала происками «тёмных сил», и потому севастопольцы поверили. «Тёмные силы», они ведь такие коварные, не дремлют, особенно в наше сложное время.

Проходил месяц за месяцем управления городом Дмитрием Владимировичем, а количество скандалов не только не снижалось, но и увеличивалось. Некоторые из скандалов возникали порою на пустом месте. При этом реакция Дмитрия Владимировича на любой самый незначительный намёк, на малейшее ограничение его власти и осуществление контроля была крайне бурной.

Одним из примеров такой неоднозначной реакции может стать внесение мною в феврале 2017 года проекта закона «О порядке согласования представления на назначение прокурора города Севастополя», которым закладывалась гипотетическая возможность преодоления абсолютным большинством депутатов Законодательного собрания города Севастополя выраженного несогласия губернатора города с представленной Генеральным прокурором России кандидатурой на должность прокурора города.

Сам себе прокурор

Реакция губернатора на такой вариант назначения прокурора города была немедленной, бурной и показательной, в результате чего развернулась нешуточная дискуссия, в пылу которой один из чиновников правительства города чётко выразил основную идею, которой руководствуется Дмитрий Владимирович (далее привожу прямую речь, полно раскрывающую эту идею):

«История российская вообще-то большой путь прошла. В 2006 году поменялся в Российской Федерации Генеральный прокурор, и к 2007 году поменялись 80 процентов прокуроров по всем субъектам Российской Федерации, а 20 процентов остались при должности. И именно в тех регионах, где губернатор принимает решение „согласовать” или „не согласовать”, потому что это фильтр предварительной процедуры, и губернатор говорит: „Меня устраивает тот прокурор, который у меня работает сегодня”. Я знаю, что пришёл новый человек; конечно, ему хотелось свою команду поставить». Почему прокурор сегодня, мне непонятно, роет дополнительную себе яму?».

Изложенный чиновником правительства города взгляд на принципы взаимоотношений высшего должностного лица в субъекте Российской Федерации с надзирающим прокурором раскрывается в последующих действиях и решениях губернатора города и связанных с ними событиях, за что выражаю признательность этому чиновнику. Пусть даже он заблуждается, но мало где услышишь такое откровенное мнение по ключевым вопросам надзорной деятельности прокуратуры.

Важно из этого — из оценки событий, управленческих решений и подобных высказываний — сделать правильные выводы. А вывод следует сделать такой: только безграничная, никем и ничем неограниченная власть способна удовлетворить таких, как Дмитрий Владимирович Овсянников. Он к этому стремится, и, что крайне печально, это ему удаётся. Во всяком случае действия и управленческие решения губернатора города привели к тому, что представительная ветвь власти в городе по сути превратилась в фикцию, хотя этого могло бы не случиться, если бы часть представителей горожан в Законодательном собрании города, по сути, не превратились в манкуртов.

Цифры и факты

Рассмотрим некоторые результаты деятельности Дмитрия Владимировича на посту губернатора города Севастополя с августа 2016 года до настоящего времени.

Привело ли неуёмное стремление к неограниченной власти в городе, которой он фактически добился, к росту социально-экономического положения в городе? Для ответа на этот вопрос необходимо внимательно изучить показатели социально-экономического развития города Севастополя за 2017 год и 10 месяцев 2018 года и иные фактические данные.

Возможно, что избранный Дмитрием Владимировичем стиль и методы управления, заключающиеся в жёсткости и авторитарности, дадут фантастический результат, и нам остаётся только немного потерпеть — и состоится в Севастополе бананово-зелёный Сингапур. Однако этого не произошло, и потому в мае 2018 года по итогам работы правительства города за 2017 год мною был подготовлен проект постановления Законодательного собрания города Севастополя.

К сожалению, данное постановление не набрало большинства голосов, и оно в итоге не было принято, хотя принять его следовало бы. В проекте постановления отмечалось наличие стагнации экономики города, хотя это явление точнее было бы назвать крутым падением. Приведу некоторые данные:

  1. индекс промышленного производства в городе Севастополе по сравнению с 2016 годом составил 89,2 процента;
  2. в сельском хозяйстве региона хотя и был достигнут рост в 1,5 процента, но при одновременном снижении поголовья коров, свиней, мелкого рогатого скота и птицы;
  3. общее же количество крупных и средних организаций, работавших в убыток, составило 36,3 процента.

При этом такие показатели получены при огромной по объёму финансовой помощи городу, оказываемой федеральным центром.

Впрочем, 2017 год прошёл — и, возможно, показатели социально-экономического положения города в 2018 году улучшились. Как же обстоят дела по итогам прошедших 10 месяцев? Следует отметить, что правительство Севастополя сделало определённые выводы из рекомендаций непринятого постановления и некоторые показатели социально-экономического состояния города, на первый взгляд, стали выглядеть лучше. Так, индекс промышленного производства в городе по сравнению с 10 месяцами провального 2017 года возрос на 10,4%.

Однако, если обратить внимание на структуру, за счёт чего достигнут рост, станет видно, что достигнут он за счёт единственной отрасли — «Строительство»: объём выполненных работ за 10 месяцев 2018 года достиг 402,2%. Этому можно было бы только порадоваться, так как таких показателей достигали только стахановцы. Однако расшифровка других показателей строительной отрасли указывает на иные причины. Достаточно обратить внимание на то, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в январе – апреле текущего года в городе было введено в эксплуатацию жилья в 66,2 раза больше.

Как мог произойти такой космический взлёт строительства жилья? Следует полагать, что по мановению руки губернатора, вдруг, после длительного перерыва (он хорошо просматривается по динамике ввода жилья, точнее, средних его темпов) введено в эксплуатацию непонятно откуда взявшееся жильё. Но такого не может быть, то есть следует полагать, что в показатели отрасли внесли жильё, построенное в предыдущие периоды, но введённое в эксплуатацию только сейчас. Что ж, хотя бы в этом есть польза от критики. Люди наконец-то получили возможность получить регистрационные документы на свои квартиры. За счёт этого «подтянули» показатели по общему индексу промышленного производства.

Что касается других отраслей экономики города, здесь мало что изменилось в наблюдаемой отрицательной динамике. Разве что отмечается падение объёма обмолота зерновых и зернобобовых культур, которых намолочено на 29,1% меньше, чем в прошлом году.

В показателях социально-экономического развития города особую тревогу вызывает увеличение количества организаций, работающих в убыток. Таковых — даже по сравнению с провальным 2017 годом — стало ещё больше, всего 45,4%, то есть около половины. В абсолютных цифрах убытки организаций возросли ещё значительнее и составили 1.928 млн рублей, или 285,8% по сравнению с январём – сентябрём 2017 года. Снизилась и общая прибыль организаций, некоторые из которых остаются прибыльными, таковых пока 54,6%, но общая прибыль составила всего 69% от уровня того же периода 2017 года.

С такими темпами падения прибыли организаций в городе осталось совсем немного ждать их полной остановки либо выхода в теневой сектор экономики и бизнеса. Приведённые показатели подтверждаются также данными налоговой службы.

Проблемы города не сбросить с Крымского моста

Вынужден приводить печальные цифры, характеризующие общее состояние экономики города после двух лет работы правительства, возглавляемого Дмитрием Владимировичем Овсянниковым, так как именно от этого зависит наполнение реальной составляющей социально-экономического развития города.

Аксиомой, то есть не нуждающимся в доказательствах утверждении, является то, что без развитой экономики — фундамента жизни — не будет ничего: ни сильной армии, ни развитого образования и здравоохранения, ни культуры. Кроме того, падение объёмов внутреннего регионального продукта в городе Севастополе влечёт за собой неминуемый рост цен, поскольку цены на товары в значительной степени зависят от стоимости транспортного «плеча» доставки товаров в город.

Ввод в действие Крымского моста, безусловно, влияет на стоимость товаров в сторону их снижения.

Однако не только от улучшения условий логистики зависят цены, но и от того, что в обратный путь транспорт, доставивший в город Севастополь товар, отправляется порожним — увозить-то нечего. Таким образом, поставщики вынуждены закладывать в стоимость доставки товаров стоимость порожнего обратного пробега транспорта.

Естественно, следует сделать вывод о том, что для снижения издержек необходимо уменьшить потребность ввоза товаров с одновременным увеличением их вывоза путём увеличения производства товаров на месте в городе Севастополе. Следует понимать, что возможности для этого в городе, безусловно, есть, необходимо только не мешать, и тогда законы экономики сами возьмут своё.

КОС "Южные": так "сливаются" федеральные средства

Само собой разумеется, что федеральный центр вынужден компенсировать связанные со слабыми показателями в экономическом развитии города недополученные доходы бюджета и недополученные доходы горожан, вынужденных не зарабатывать, а превращаться в нахлебников, что ложится дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет. При этом следует учитывать, что в стране лишних денег нет, а «проедание» средств, которые должны были пойти на развитие, по сути равнозначно причинению прямого ущерба стране.

В этой связи следует посмотреть и на то, как расходуются средства федерального бюджета, специально предназначенные для развития инфраструктуры города. Речь пойдёт о реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Крыма и города Севастополя до 2022 года». Формат настоящей статьи не позволяет сделать полный анализ реализации Федеральной целевой программы в городе, поэтому остановлюсь только на одном вопиющем факте нераспорядительности исполнителей при её реализации, потому как ущерб от такой нераспорядительности воистину колоссальный.

Факт касается реализации программы в части «Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений „Южные”», процент исполнения которой на 1 октября 2018 года, по данным Контрольно-счётной палаты города, составил 0 процентов! О ходе реализации этой части программы написано достаточно много, имеется даже заключение Контрольно-счётной палаты города Севастополя, которое опубликовано на официальном сайте Законодательного собрания города Севастополя.

Суть факта состоит в том, что в последних числах декабря 2017 года Государственное казённое учреждение города Севастополя «Управление по эксплуатации городского хозяйство» «загнало», по-иному обозначить это действие невозможно, 2 миллиарда 55 миллионов 854 тысячи рублей федеральных целевых средств в коммерческий банк «Публичное акционерное общество Банк „Объединённый финансовый капитал”», который вскоре (а точнее, уже в апреле 2018 года) благополучно «лопнул», а ещё ранее, буквально через неделю-две после поступления транша в два миллиарда рублей с «хвостиком», по счетам этого банка были прекращены все операции. Как такое могло произойти, непонятно, так как чиновники при заключении договора с подрядчиком нарушили всё, что было возможно и невозможно нарушить.

Само собой разумеется, вскоре возбудили по данному факту уголовное дело, в ходе расследования арестовали «мелкого клерка», по сути являющегося персонажем известного произведения «Золотой телёнок» зицпредседателем Фунтом. Но денег, заверяю вас, от этого не появится, так как эти деньги, а точнее большие деньги, украдены. И что с этим поделать, похоже, не знает никто. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что «лопнувший» банк ПАО «ОФК Банк», по сути, изначально являлся банком одного клиента — ликёро-водочного завода, расположенного в одной из республик Северного Кавказа. Это обстоятельство стало основой для сомнений в адекватности политики банка у одного из его акционеров, который ещё весной 2017 года, то есть за восемь месяцев до этого события, попытался инициировать смену директора банка, но другие акционеры отказали ему в этом.

Далее произошло то, что должно было произойти. Жуликами был назначен «лопух», по-иному назвать его нельзя, на которого они «повесили» украденные деньги. Не исключено, что державные деньги, предназначенные для строительства очистных сооружений в городе Севастополе (а это критический объект инфраструктуры в городе) теперь находятся в офшоре или, что более вероятно, работают на экстремистов, учитывая мастерство и изящество, проявленные при «уводе» денег.

С целью более наглядного восприятия величины суммы украденного привожу следующее сравнение-аналогию. Так, для получения Россией суммы указанной величины в 2017 году необходимо было добыть, затем продать за рубеж (и получить за проданные ресурсы вывозную пошлину) 448.028 тонн нефти, для перевозки которой требуется 6.788 железнодорожных цистерн. Либо произвести, затем продать за рубеж, получив за это вывозную пошлину, 1.801.801 кубических метров древесины хвойных пород, или 317.750 тонн рафинированной меди, или 112.612 тонн никеля.

Впрочем, страна наша богатая и великая, потому готова оплачивать и по факту возмещает своими невосполнимыми ресурсами любой идиотизм чиновников. Если так будет продолжаться дальше, то недалёк день подхода к рубежу, когда необходимо будет издавать новый приказ № 227, известный как «Ни шагу назад», но теперь для защиты от головотяпства такого рода чиновников.

Обращаю также внимание на косвенные потери, заключающиеся в том, что зарезервированные в федеральном бюджете денежные средства, предназначенные для реализации целевых федеральных программ, не реализуются — не превращаются ни в дороги, ни в мосты, ни в иные инфраструктурные объекты. Общая сумма неиспользованных средств по целевой государственной программе «Социально-экономическое развитие Крыма и города Севастополя до 2022 года» непосредственно в городе Севастополе за девять месяцев 2018 года составила 1 млрд 525 млн рублей, а реальное кассовое исполнение по программе оставило всего 34,8 млн рублей, или 2,2%.

Есть основания полагать, что за оставшиеся три месяца неиспользованные средства пустят в дело. Таким образом, при уровне ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в размере 7% в год общая сумма потерь государственного бюджета по процентному доходу за девять месяцев 2018 года по причине неиспользования лежащих мёртвым капиталом средств составила 80.062.500 рублей, так как деньги только тогда имеют ценность, когда работают.

Такое безалаберное (другой термин применить невозможно) отношение к государственным средствам создаёт почву для возникновения сомнений в способности действующего правительства Севастополя хотя бы частично реализовать ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и города Севастополя до 2022 года». А ведь эти неиспользованные деньги могли бы быть со значительно большей пользой «влиты» в экономику Урала, Дальнего Востока или Сибири — там, где губернаторы и подчинённые им чиновники ответственные и умелые, рачительно относятся к народному достоянию.

Растить нахлебников насильно

Изложенное выше есть констатация реального положения дел в городе Севастополе за период управления им губернатором города Севастополя и возглавляемого им правительства — и не более того. Следующая часть публикации направлена на раскрытие причин и условий, не позволяющих Дмитрию Владимировичу Овсянникову разрешить сложные проблемы в городе и реализовать планы социально-экономического развития города.

Справедливо будет учесть и реальные тяжёлые условия, так как город Севастополь — крайне сложный регион, поскольку географически расположен в крайней точке Крымского полуострова, что определяет сложность логистики. Кроме того, Крым и Севастополь находятся под воздействием прямых внешних санкций, что накладывает серьёзные ограничения в привлечении инвестиций и свободе торгово-экономических связей. Существуют ограничения в доступности ресурсов: воды, свободных и пригодных для строительства участков, до последнего времени имели место и ограничения по энергообеспечению. Помножим всё это на ветхую и даже частично разрушенную инфраструктуру, бедность населения — и получим в результате крайне неблагоприятную среду для развития.

Следует признать, что единственным реальным инвестором, способным вкладывать в развитие Севастополя и Крыма, ещё долгое время будет государство. Частный капитал идти в Севастополь пока опасается, в том числе из-за непредсказуемости правительства города в своих действиях и управленческих решениях. Таким образом, жителям города следует надеяться только на Россию и самих себя, свою предприимчивость и трудолюбие.

Исходя из изложенного, руководству города Севастополя необходимо с особой бережностью относиться к любым, даже самым робким росткам предприимчивости и самостоятельности. Скажу больше — лелеять эти качества.

Однако что мы наблюдаем в реальности в городе Севастополе? Руководством города, напротив, делается всё для того, чтобы подавить эти качества в людях и превратить их в нахлебников государственного бюджета. Во всяком случае финансовые результаты деятельности организаций города с ростом убытков за девять месяцев текущего года, достигших 285,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, указывают именно на это.

Также следует учитывать возникшую привлекательность Севастополя и Крыма для различных жуликов и авантюристов. Ситуация сложилась, как в песне Александра Новикова «Город древний»: «…Конокрады, казнокрады… Всех мастей слетались гады, как на мёд пчелиный рой…», то есть на делёж денежных средств, которые как из рога изобилия потекли в Крым и Севастополь, налетели гады всех мастей.

Печально, но складывается впечатление, что соответствующие надзорные, контрольные и силовые структуры недостаточно активно работают по профилактике и пресечению преступных умыслов и халатности. Такого безобразия, которое по факту произошло со строительством КОС «Южные» и реконструкцией парка Победы (названное в городе парком Беды), допускать было нельзя.

Pepsi-подход к городу-герою?

Необходимо также разобраться и в ситуации с общественно-политическим состоянием общества в городе. Следует понимать, что руководству города необходимо проявлять крайне бережное отношение к людям, проживающим в городе Севастополе, который отличается высоким уровнем образованности (именно не образования, а образованности) и культуры, что объясняется тем, что Севастополь — это город военных моряков, рыбаков, технической интеллигенции отраслей судостроения и судоремонта, электроники и учёных. В городе живут люди, прошедшие и видевшие очень многое, повидавшие мир, участвующие во большинстве вооружённых конфликтов мира. В городе можно встретить сантехника, награждённого орденом Красной Звезды, а то и двумя, или вахтёра, в прошлом моряка, побывавшего во всех океанах и на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. Это люди основательные, грамотные и не терпящие халтуры.

Появилась в городе и часть населения, которая за последние 25 лет, в силу известных причин, люмпенизировалась; другая незначительная часть, приспосабливаясь ко всем властям, выискивала выгоду везде и во всём. Некоторые из последних даже просочились в органы власти. Эти последние готовы прислуживать кому угодно с выгодой для себя, грея руки на дележе общенародной собственности, они крикливы и вычурны, так как подлость и низость всегда криклива. Но жители города Севастополя вопреки всем невзгодам в большинстве своём сохранили здоровый крепкий стержень, который определяет их сущность и характер народа.

Впервые прибывающие в Севастополь граждане, как правило, назначаемые на высокие государственные должности, ошибочно принимают люмпенов и профессиональных приспособленцев, самых крикливых и вычурных, за тех, кто определяет его жизнь, делают на них ставку, приближая к себе, но делают тем самым ошибку, которую делали до них ставленники Киева, заслужившие то, что их с треском вышибли из города. Севастопольцы требуют к себе особого отношения и уважения, они обладают обострённым чувством справедливости, сразу и безошибочно определяют фальшь, притворство и подлость.

Необходимо признать, что вызовов, сложных проблем, которые предстали перед теми, кто взял на себя тяжёлый груз «вытянуть» город на передовые позиции, много. Однако именно этим появляется возможность проявить себя, показать и доказать свою способность решать сложнейшие государственные задачи. К сожалению, команда Дмитрия Владимировича Овсянникова оказалась к этому не готова.

Дмитрий Владимирович, а с ним его соратник Пономарёв Илья Вячеславович, представляют собой типичный продукт эпохи конца 90-х и начала тысячелетия. Они представители поколения, выбирающего «pepsi», космополиты по сути, воспринимающие окружающую действительность как виртуальное пространство, в котором булки растут на дереве, необходимо только для этого правильно прописать программу, для того чтобы они сами падали в рот.

В то же время удивляет, что у человека отсутствует какая-то способность учиться и, самое главное, делать выводы из собственных ошибок, критически относиться к ним. К сожалению, такая способность у Дмитрия Владимировича, способность учиться на ошибках и делать правильные выводы из них, по моему мнению, отсутствует вовсе. Причина же этого заключается в его характере или, точнее, психологическом типе, а также выбранном им окружении.

В науке все описано

Здесь следует пояснить, что в основе международного стандарта психологических типов лежит теория психических базовых констант личности Карла Густава Юнга, в которой каждый человек обладает своего рода врождённой индивидуальной программой, которая остаётся неизменной на протяжении всей жизни.

Конечно, человек изменяется с годами в зависимости от обстоятельств, рода занятий, круга общения. Но ядро личности — так называемый психотип — остаётся неизменным, очерчивает поведение человека в течение всей жизни и даже позволяет с большой степенью вероятности предсказать его поступки.

Для анализируемого персонажа характерен интровертированный мыслительный тип. Мышление людей этого типа отличается тем, что они не воссоздают реальную действительность, а доводят её подчас туманный и неясный образ до понятной, грамотно и чётко сформулированной идеи. Именно поэтому они зачастую либо подстраивают факты под идею, либо вообще их игнорируют. Теория создаётся ради самой теории. В отличие от экстравертированного мыслительного типа он старается не расширить свои знания о мире, а углубить их. Он не стремится увлечь окружающих своими идеями и завоевать их поддержку.

Если он убеждён в своей правоте, то негодует на общество, которое отказалось их принимать. Окружающие считают его высокомерным и властным. Но те, кто знает его ближе, видят его наивность и неприспособленность.

Но не только в особенностях психологического типа заключается причина такого поведения. И потому я намеренно поставил эпиграф к настоящей статье из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Вставка эпиграфа со словами одного из героев романа, Смердякова, сделана с целью показать, что за действиями основных героев нашего романа стоит кто-то незаметный, но тот, кто реально управляет и владеет ситуацией. Это умный и расчётливый человек, который близок к основному персонажу, но старается оставаться в тени.

Нелитературные персонажи

В нашем случае роль такой сильной личности принадлежит Илье Вячеславовичу Пономарёву. Во всяком случае, всё сходится на нём, так как он умён, изобретателен, креативен, тщеславен и целеустремлён, обладает сильным характером. И не было бы Илье Вячеславовичу цены, но, к сожалению, им овладели ложные идеи, от которых он избавиться не может. Есть вопросы морали в его действиях, но я опущу раскрытие этого вопроса в настоящей статье, так как он требует отдельного исследования. По моей оценке, именно Илья Вячеславович играет первую скрипку в этом тандеме, определяя поведение первого лица, умело играя на свойствах его психологического типа.

Подстрекаемое из внешней среды обострённое самолюбие вынуждает Дмитрия Владимировича постоянно поддерживать свою роль лидера перед окружающими его соратниками и подчинёнными, к которой он не готов и которой тяготится. Но положение, которое он сам для себя избрал, диктует ему именно такое поведение. Ему необходимо постоянно идти наперекор своему реальному существу, тем самым затягивая удавку вокруг себя всё сильнее и сильнее, продолжая набирать себе новых и новых врагов, ещё более сильных, чтобы ещё возвысить себя.

Рано или поздно это закончится, просто не может продолжаться бесконечно, падение неминуемо и будет крайне жёстким. Личности данного типа по своей природе не предназначены для исполнения функций топ-менеджера, политика, нахождение на подобной позиции является запредельной нагрузкой для нервной системы и приводит к хроническому стрессу с невротическими проявлениями, что и наблюдается.

Чем и перед кем "виноват" Чалый

При всём этом слабые показатели работы в части экономического развития города и реализации федеральной целевой программы за два года необходимо объяснять, но такое объяснение возможно, только если представить ситуацию так, что созидательной работе губернатора кто-то мешает. Вначале на роль мешающего был избран прокурор города, после таким мешающим субъектом стала Контрольно-счётная палата города Севастополя, после к этой роли добавились депутаты Законодательного собрания города Севастополя, многие и многие другие, перечислять придётся долго, и, наконец, на эту роль мешающего был избран Алексей Михайлович Чалый.

Но кто он, Алексей Михайлович, как противник? Избран он был не случайно, так как противник должен быть сильной, известной личностью, тем более что для выбора врага имелась и личная обида за то, что Алексей Михайлович обозначил его психологический тип, при этом сделал это ярко и выразительно. Взятая на себя Дмитрием Владимировичем несвойственная ему роль лидера требует реванша и обязательной победы, которой, конечно, не будет — только по одной существенной причине: победа может быть одержана только над равным по статусу, статус же Алексея Михайловича не сравним с каким-то губернатором.

Тем не менее конфликт привлекает к себе внимание. Следует понимать, что у Алексея Михайловича очень много врагов, которые готовы разорвать его на кусочки, дай им только такую возможность. Так как жили они себе в городе Севастополе, приспособились к Украине, за лояльность получили возможность «дерибанить» народное достояние, плотно сидеть на денежных потоках, они с вожделением ждали 2017 года, когда уйдёт из Севастополя Черноморский флот, и готовились к дележу оставшейся после ухода флота его земли и зданий. И вдруг! Прилетел «Чёрный лебедь» — и полетело всё в тартарары!

Всё нажитое — положение, капитал, денежные потоки — всё пропало! Олицетворяют эти люди наступление своих невзгод, связанных с возвратом Севастополя России, с именами Владимира Путина и Алексея Чалого. Но к Владимиру Владимировичу не добраться — руки коротки да и чревато получить больно, а Алексей Михайлович здесь, рядом, и риска нет никакого.

Возникновение же конфликта между губернатором и Алексеем Михайловичем Чалым для таких — как пролитый бальзам на сердце. Нетрудно догадаться, чью сторону они приняли. Они соединились с жуликами, прибывшими в город с надеждой погреть руки. Всем им противостоит Чалый и его команда, продолжает не давать жить так, как они привыкли. И полилась грязь злости и клеветы из всех горшков! При этом каких только небылиц они не выдумывают! Какой только лжи не льют на голову Алексея Михайловича! Как-то я ему высказал своё мнение по этой ситуации: «Судьба у Вас такая, Алексей Михайлович. С этим придётся жить».

В стране невыученных уроков

В заключение считаю необходимым привести выдержки из книги воспоминаний «Пережитое» Анатолия Николаевича Куломзина (1838–1923 гг.), занимавшего высшие посты в Империи, руководившего канцелярией Комитета министров, а в конце своего служебного поприща, с 15 июля 1915 года по 1 января 1917, года занимавшего должность председателя Государственного совета Империи. Полагаю, что это будет полезным.

Вот что он пишет о ситуации в государственном управлении и внутренней политике, предшествующей революции февраля 1917 года:

«Действительно, если свести к одному знаменателю, сосредоточить в одном фокусе причины, переживаемой нами в настоящую минуту смуты, то нужно согласиться, что корень этого зла лежит в том, что за многие годы правительство не произвело в стране производительных затрат. Оно кормило население самым развращающим образом во время голодовок, т.е. раздавало деньги и хлеб без разбора нуждающимся и ненуждающимся, а в промежутках между голодами не давало денег ни на просвещение народа, ни на развитие у крестьян травосеяния, ни на другие меры, которые могли бы послужить к возвышению их культуры. Приобретение для них земли шло черепашьим шагом, не было духа, оживляющего действия правительства к удовлетворению народных нужд».

Куломзин А.Н. Пережитое. Воспоминания. Сост., вступ. ст., коммент. и примеч. К.А. Соловьёва. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 1038 с. С. 341 С. 881

Ситуация по смыслу близка к настоящей, сложившейся в городе Севастополе, да и в стране в целом, так как вместо того, чтобы обеспечить возможность роста производительных сил населения, власть просто раздаёт деньги, пусть даже обеспечивая высокие социальные стандарты. Ни к чему хорошему это не приведёт.

И теперь о проводимой кадровой политике в стране, так как налицо что-то ненормальное в этой политике. Вот что о подобном пишет в своих воспоминаниях Анатолий Николаевич Куломзин:

 «Выработался человек умный, знающий, честный и порядочный, и держат его на второстепенных должностях, а в министры проходят неспособные ставленники камарильи».

Там же: С. 341

Но нам-то что делать со всем этим? Полагаю, нам всем требуется проявить мудрость и терпение.

 

 Виктор Посметный

Город Севастополь,

14 декабря 2018 года.

Читайте также: