Народный бренд Севастополя. Всё сначала. Топ-10. Выбор экспертов
Итак, свершилось! Согласно общему решению пользователей ForPost, выбор ТОП-10 и тройки победителей конкурса-премии "Народный бренд Севастополя" отдан в руки профессионального жюри.
По многочисленным просьбам участников и болельщиков выбор осуществлялся с самого начала из всех присланных работ, которых на почте редакции оказалось 213.
На этой неделе специалисты выбрали свои десятки лучших эскизов народного бренда.
Экспертный совет у нас получился "двухпалатный": оценить работы наших участников мы пригласили севастопольских художников, рекламистов, геральдистов, дизайнеров и патентного поверенного, ответственного за авторское право, а также призвали федеральных профессионалов-"заочников" - из Санкт-Петербурга и Москвы.
Представляем вам первый состав совета экспертов и их выбор ТОП-10.
В редакции ForPost собрались:
- художник, дизайнер-график, организатор проекта "Лига акварелистов Крыма" и традиционного Севастопольского пленэра Игорь Шипилин.
- художник, шестикратный лауреат Московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела» – в номинациях «Логотипы», «Шрифты», «Плакаты», «Каллиграфия». Основатель и руководитель студии «Гулитовдизайн». Руководитель и ведущий педагог авторской творческой мастерской магистратуры Факультета дизайна РАНХиГС. Член Союза дизайнеров и Союза художников России Юрий Гулитов.
- художник, дизайнер Вячеслав Руденко;
- рекламист с 20-летним стажем, руководитель рекламного агентства "Ода", специалист по комплексной рекламной кампании ведения и поддержки бренда Ольга Базурина;
- председатель Севастопольского геральдического общества "Гераклея" Юрий Жемойдо;
- патентный поверенный по товарным знакам в г. Севастополе Ольга Васильева.
Экспертный выбор ТОП-10:
- Я оценивала ту идею, те чувства, которые закладывали люди, какой ассоциативный ряд они пытались вложить в свой знак. В одном из них, к примеру, я вижу идею развития города от античной колонны до символа города – памятника затопленным кораблям. Использован наивный шрифт, который часто используется в оформительстве в Севастополе. Используется волна. Показан переход. Или вот – матросская бескозырка. Да, я выросла, была воспитана в уважении к матросской бескозырке. Это единственный автор, который соединил всё это в эмблему. И мне очень понравилась тема маяка: это свет, который Севастополь передаёт всему миру, - поделилась впечатлениями патентный поверенный по товарным знакам Ольга Васильева.
Как пояснили ForPost Игорь Шипилин и Юрий Гулитов, в своём выборе они ориентировались на по-честному народные знаки. Лучших, по их мнению, надо выбирать из "откровенно "доморощенных", чистых и честных непрофессиональных вариантов по принципу "вот так люди умеют". Задача при выборе будущей тройки победителей - найти фактуру, которую можно будет взять за основу и доработать, которая способна дать новую стилистику, что-то свежее и оригинальное для брендинга Севастополя, чего ещё не было. Они также сделали выбор в пользу бескозырки, маяка и шрифтовом лого с идеей развития от античности до памятника Затопленным кораблям.
Второй состав Совета экспертов, который делал выбор ТОП-10 заочно (по Интернет):
- Председатель Союза дизайнеров Севастополя, художник по костюмам, декоратор, искусствовед-маркетолог Венера Курмаева;
- фотограф, главред российской версии журнала «National Geographic Traveler» (до 2015 года), издатель серии
путеводителей по бизнес-столицам мира в рамках спецпроекта газеты «Ведомости», экс-глава отдела развития туристско-рекреационного потенциала Севастополя в городском правительстве Александр Железняк;
- Дизайнер, графитчик Денис Захаров (г. Москва), автор арт-проекта в телецентре Останкино;
- Директор по стратегическому развитию Консалтинговой группы "Город Мастеров" (г. Санкт-Петербург) Тамила Железняк. Группа с 2008 года занимается проектами позиционирования территорий. Одни из самых ярких - брендинг Великого Новгорода, Псковской области, Республики Коми.
Эта группа экспертов отсмотрела все представленные на конкурс работы, руководствуясь такими критериями как приемлемость для модификации и практического использования, возможность использования для сувенирной продукции, в полиграфии и праздничном оформлении, положительность и узнаваемость образа и удобство форматирования для различных по пропорциям носителей, соответствие исторически сложившемуся образу города.
Экспертный выбор ТОП-10 второго состава жюри (определён методом совпадений выбранных номеров):
"Отмечу ещё один из вариантов, который не попал в десятку, - соединение амфоры с якорем. Концептуальная идея - просто роскошная! С ней бы графикам поработать... Еще никто и никогда не соединял античное наследие (амфору) с якорем. Это не требует никаких дополнительных разъяснений. Это лого не надо подписывать "Рязань" или "Нью Йорк", это две главные ценности в сочетании", - поделилась впечатлением петербургский разработчик Тамила Железняк.
По её мнению, среди конкурсантов есть графически чистые варианты, которые, хотя и "не прорыв", но могут примирить всех - и новаторов, и консерваторов, среди них лого - "Севастополь - город мира". Может претендовать на лидерство якорь-смайл - "нельзя допустить, чтобы звездные решения выплескивались с водой из ванночки. Это гениальное – простое -красивое – глубокое – многослойное - абсолютно рабочее решение. Считаю, что лучше не придумать", - сделала свой выбор Тамила.
А Денис Захаров, наоборот, считает логотип с улыбающимся якорем - хотя и хорошим, но для города в качестве основного символа не подходящим. "Если город делает мероприятия или программы, рекомендую договориться с автором, выкупить и доработать этот логотип", - предлагает он. Что касается конкурса-премии, то, по мнению эксперта, предложенные варианты - это прежде всего наброски идей для дальнейшей работы.
"Конкурс выявил однозначность необходимости использования Памятника затопленным кораблям в качестве символа города и знака на логотипе. Я это выяснил, сравнив результаты голосования, где логотипы с памятником набирали в среднем большее количество голосов, чем без них. Накрутка и просьба проголосовать друзей тут не играют роли, так как это характерно для всех работ", - приводит аргументы московский дизайнер Захаров.
Глава севастопольского Союза дизайнеров Венера Курмаева призналась, что не выбрала бы в победители ни одного якоря, штурвала, тельняшки и пр. "Я орнаменталист, работаю с символами, которые закодированы в орнаментах. Я читаю орнаменты. "Миром правят символы, а не слово и закон", - сказал Конфуций за 2000 лет до рождества Христова. За это время ничего не изменилось. Мы подвержены влиянию символов на генетическом уровне. Надо искать работы с символами на жизнь, свободу, процветание, развитие, духовность", - объяснила она свои критерии выборы. У неё тоже есть приоритет среди ТОП-10 - это эскиз со знаком бесконечности - венцом античной колонны. "Если это будет символом города - процветание нам обеспечено на многие столетия", - уверена Венера.
Тройка эскизов-победителей будет выбрана методом частоты совпадений голосов экспертов обеих групп. Мы предъявим призёров миру 26 сентября, в понедельник.