Появилась новая мошенническая схема, жертвами которой становятся пожилые россияне. Им предлагают перерасчёт пенсии, рассказывая о некоем неучтённом стаже, пишут «Известия».
Как работает схема
Злоумышленники сообщают потенциальной жертве, что звонят из Социального фонда России (СФР), и пытаются внушить, что у гражданина «обнаружился» неучтённый рабочий стаж. А значит, ему положена более высокая пенсия.
Дальше мошенники предлагают помощь в переоформлении пенсии, уточняя, что это можно сделать без лишних проволочек — по телефону. Пенсионера просят заполнить заявление и продиктовать код из СМС, которое ему придёт на мобильный телефон.
Добившись желаемого, мошенники получают доступ к смартфону жертвы и могут заходить в любые приложения на нём, включая «Госуслуги» и мобильный банк.
Это чревато компрометацией учётной записи или попыткой перевода денег со счёта жертвы, предупреждают специалисты по кибербезопасности.
О подобном случае ForPost рассказала дочь пенсионерки, которая едва не стала жертвой обмана.
По её словам, мошенники действовали жёстко, оказывали моральное давление и запрещали пожилому человеку звонить родным, чтобы посоветоваться.
В МВД предупреждают: сотрудники Социального фонда никогда не будут просить продиктовать код из СМС по телефону. Если вас просят это сделать, то вы столкнулись с мошенниками и нужно немедленно прервать разговор.
Все вопросы по перерасчёту пенсии можно задать, обратившись напрямую в СФР.
Напомним, перед 9 мая россиян предупредили о запуске мошенниками ссылок, при переходе по которым пенсионеры якобы могут оформить «праздничные» выплаты. Специалисты рассказали о схемах, которые чаще всего срабатывают с пожилыми людьми: «Родной голос», «Медицина», «Испорченный телефон».
Кроме того, мошенники стали использовать дипфейки — видеообращения с изображением и голосом родного человека, созданное искусственным интеллектом.
Как защититься
Специалисты по кибербезопасности рассказали, как обезопасить стариков от мошенников.
Первое: установить на телефон пожилого родственника антиспам-приложение, которое будет автоматически отклонять нежелательные звонки.
Второе: привязать авторизацию в сервисах через СМС-сообщения к номеру телефона родственника пенсионера.
Третье: если мошенники всё же получили конфиденциальные данные, срочно заблокировать банковские карты и доступ к «Госуслугам» — личные кабинеты в них мошенники атакуют постоянно.
Нелишним будет обзвонить банки и выяснить, какие операции проводились по счетам, а если проводились, то попросить их отменить.
Как себя вести
О том, как себя вести в случае «непрошенных звонков», РИА Новости рассказал депутат Госдумы, член комитета по информационной политике Антон Немкин.
Он настоятельно рекомендовал:
- обсудить с возрастными родственниками способы защиты от мошенников;
- не раскрывать личные данные, не сообщать пароли и банковские реквизиты звонящему с неизвестного номера;
- поддерживать контроль за своими финансами и в случае звонка о проблемах связаться с нужной организацией по телефонам, указанным на официальных сайтах;
- не пренебрегать функцией блокировки и отсеивания звонков.
«А граждан пожилого возраста я призываю — всегда обращайтесь за помощью, если у вас есть сомнения», — подчеркнул Немкин.
Обсуждение (3)
На фоне той мошеннической схемы по обдиранию своих пенсионеров которая действует официально в стране и именуются "пенсионным обеспечением граждан", все эти "новые схемы" мелкая пакость.
Верещагин,
Обожаю Вас, Верещагин! 98% совпадения моего мнения с Вашим!
Главные мошенники - те, кто придумал и исполняет все эти пенсионные законы, положения, реформы и т.п.
Антонина Кузне…,
Присоединяюсь!